Почему сценарий для квест-комнаты не должен нравиться заказчику

Рассказываем, как вам не испортить свой собственный квест Время на прочтение: 15 минут.

Дорогой читатель! В этой статье мы разберем очень интересный вопрос, с которым мы, по роду своей профессиональной деятельности, время от времени сталкиваемся в ходе своей работы.

Звучит он следующим образом: «Должен ли сценарий квеста нравиться владельцу квеста?».
Отвечая вкратце – нет. И если Вам интересно узнать более подробно почему мы так считаем, то устраивайтесь поудобнее и читайте дальше.

Если Вы читаете эту статью не первой по счёту на нашем сайте, то, вероятно, уже знакомы с нашим опытом работы. Мы написали сотню сценариев, приняли участие в открытии более 200 квестов в 16 странах мира, стали авторами самой большой бесплатной базы в мире об открытии квестов, выпустили первую в мире книгу о продвижении квестов и т.д.
Разумеется, что при таком раскладе мы априори считаем свою точку зрения наиболее выигрышной и компетентной, чем точку зрения нашего среднестатистического заказчика в вопросах сценария и открытия квеста.

Почему? Потому что он платит нам именно за наш опыт, за наши знания, за наше видение, чтобы существенно сократить риск провала своего квест-проекта. Однако порой мы сталкиваемся с тем, что нам платят деньги и постоянно вмешиваются в нашу работу, внося порой неадекватные или неэффективные правки.
И всё выходит как в том комиксе, где прайс дизайнера «нарисовать макет 500 рублей, нарисовать макет с вашими комментариями – 5000 рублей».

Случай. Как-то раз у нас заказали сценарий в Москву и настоятельно попросили придерживаться истории сюжета, которую придумал сам заказчик. Объективно эта история была очень слабая, непроработанная и слишком банальная.
Такое бы определенно зашло в 2014-2015 годах, но уж точно не в 2018-2019, когда конкуренция ожесточилась. Мы предложили заказчику свои варианты развития истории сюжета, по которым можно было, условно говоря, даже снимать пилотные эпизоды сериалов для какого-нибудь Netflix или HBO.

Не то чтоб «Игры престолов» отдыхают, но завязки там были очень интересные и сценарии даже просто с точки зрения сюжета были бомбическими. Проработка идей для квеста была воистину мощной!
Мы были уверены на 100%, что именно такого сценария столице так и не хватало всё это время, потому что большинство из того, что там сейчас представлено – банальность на банальности.

Однако Клиента нам не удалось убедить, он по-прежнему стоит на своем: «Хочу сценарий по своей истории, какой скучной она бы не была! Не заморачивайтесь и делайте, как мы говорим».

Окей, желание Клиента, в каком-то смысле закон, поэтому мы всё же пишем сценарий на основании простенькой истории заказчика. Потом приступаем к загадкам.

Презентуем несколько крутых задумок, которые частично похожи на некоторые загадки из наших самых лучших сценариев, т.е. уже доказали свою эффективность в похожем жанре в разных городах и странах мира.
Но и тут конфликт - заказчик вместо них предлагает свои загадки! И ему всё равно, что в Москве они 100% уже повторяются 10-ый раз.
Окей, всё же пишем часть сценария с учётом возражений Клиента, присылаем на согласование: «Нравится, продолжайте». Проходит ещё 3 дня, сдаем остальное.
Говорит: «Знаете что… мы тут подумали… наши загадки крутые, ваши нет. Сценарий не принимается, платить не будем, потому что историю мы сами придумали, да и загадки тоже. Никаких правок вносить в сценарий не нужно, мы найдем других сценаристов. До свидания». Абсурд, вам не кажется?

Такой случай с предыдущим Клиентом – один из трёх за +4 года работы нашей компании. Об этом очень неприятно говорить и совсем не хочется писать об этом здесь, в статье, но мы всё же посчитали, что о таком кейсе люди, открывающие квест, определенно должны знать.

Этот случай с Клиентом был настолько вопиющим, что мы, на секунду, даже подумали: «Вероятно, нас просто хотят кинуть на деньги, заказчик на самом деле просто реализует 1 в 1 наш сценарий, а на нашем вознаграждении просто решил сэкономить». Это было бы даже логичнее, чем следующее: заказчик со своей командой, вкладывая в открытии квеста 1,5-2 миллиона рублей, ищет сценаристов, которые просто будут удовлетворять их «хотелки».

То есть, они ищут людей, не которые скажут им правду, а которые будут им вторить. Вполне возможно, что им повезет со следующими сценаристами, которые будут делать то, что им скажут.

Отсюда вытекает, к сожалению, следующее: порой наши Клиенты хотят не успешный прибыльный бизнес с квест-комнатами, который быстро окупится и будет стабильно приносить прибыль на протяжении следующих минимум 3-5 лет.

Они хотят… потешить своё самолюбие, эго.
Одно дело, когда предприниматели решаются открываться в одиночку, без сценаристов и каких-либо других специалистов – тут вся ответственность и все риски ложатся на их плечи и это их выбор.
Другое дело, когда они платят деньги профессионалам, а потом вносят свое бесчисленное количество правок и мешают создать крутой продукт для высоко конкурентного рынка.

Например, в хоррор квесты заказчики порой предлагают добавить побольше света (зачем?) и отвергают воистину крутые спецэффекты, в какой-нибудь детектив просят добавить совершенно избитые клише или какую-нибудь банальщину в стиле «убийцей был дворецкий» и так далее.

Однако никто и ничто не идеально, как и наша сценарная работа. Поэтому чтобы не вариться в собственном соку, мы регулярно в таких спорных моментах показываем собственные сценарные наработки и разные игровые механики нашей фокус-группе.
В неё входят как опытные владельцы других квестов, так и фанаты квест-комнат. Это позволяет нам вовремя скорректировать свой курс, исправить какую-либо загадку или же просто убедиться, что мы всё сделали круто.

Моральный выбор.

Всё это приводит к тому, что сценаристы постоянно оказываются перед непростым моральным выбором в спорных ситуациях.

Вариант №1: максимально простой, но нечестный. Сценарист соглашается со всеми «хотелками» заказчика, потакает ему во всем, вносит любые правки. Этот вариант денежный, потому что заказчик получает максимум удовольствия за счёт ощущения собственной важности при создании квеста, а сценарист – быстрые деньги.
Однако с вероятностью в 85-90% идеи заказчика нанесут непоправимый вред квесту и,мягко говоря, в конечном счёте, не понравятся игрокам.
А далее последуют негативные отзывы посетителей, работа квест-проекта в минус или в ноль, последующая попытка продать бизнес на «Авито» и закрытие.
Итог - потерянные деньги, время, нервы. Кого будет винить в данном случае заказчик? Себя? Увы, сценаристов. Именно они не остановили его в нужный момент и не сняли корону с головы.
И он будет прав. А сценаристам после всего этого остается лишь сказать: «Мы тут не причём, мы просто сделали то, что Вы просили. Вы же настаивали, а мы Вас предупреждали». И отчасти они тоже будут правы.

Вариант №2, сложный, кропотливый, но честный. Сценаристы начинают бороться за каждую собственную идею и отвергать/критиковать идеи заказчика, если они никак не вписывается в общую концепцию квеста.
Всё это происходит исключительно на благо заказчика, чтобы не допустить к реализации неэффективные идеи, которые загубят квест или сделают его объективно хуже или необоснованно дороже.
Но в чем главная проблема? А в том, что заказчик далеко не всегда на это реагирует адекватно. Он может обидеться и… не оплатить сценарий, прекратив все контакты.

Да, такие случаи, к сожалению, у нас тоже были. Когда мы говорим заказчику правду: «Василий, к сожалению, Ваши загадки, которые Вы хотите внедрить в квест, не вписываются в общую концепцию и не понравятся игрокам.
Поэтому мы не сможем их внедрить. Давайте лучше вместо этого сделаем то, что мы предлагаем», а он такой: «Ах так! Тогда я сам напишу сценарий, без вас!» или «Тогда я ищу новых сценаристов!». Зачем? Ради чего?
Он же никогда их не писал, да и прошёл максимум 3-4 квеста за всю свою жизнь. Он ни разу их не строил, он не набивал шишки в продвижении, не тратил тысячи часов на проработку идей и т.д.

Но даже если он и прошёл 100 квестов, то это ведь всё равно не означает, что он сможет придумать крутой квест, а не просто подчистую скопировать чью-то идею. Как не означает то, что если вы пересмотрели 100 фильмов, то вы автоматически становитесь крутым режиссером. Как не означает то, что если вы 100 раз посмотрели, как собирают автомобиль, то вы соберете его самостоятельно. Всегда будут тонкости и нюансы, о которых знают только профессионалы своего дела.
А новые сценаристы, в свою очередь, либо пойдут по первому варианту, либо, что более вероятно, скажут то же самое, что и мы. В итоге заказчик в любом случае теряет деньги, время, а самое главное – качество.

Всё это становится похоже на типичную проблему в психологии, когда родители пытаются реализоваться и оторваться за счёт собственного ребенка. В детстве родители не отдали в балет, хотя Вы очень этого хотели?
Ничего-ничего, вот Ваш ребенок обязательно пойдет… и на балет, и в музыкальную школу, и на вокал, и на лучших репетиторов по математике, физике и русскому языку… узнать его мнение на этот счёт? Зачем?

Ваши желания важнее желаний ребенка. Вы же как лучше хотите. Вот и со сценариями у наших заказчиков такое бывает, когда результат вторичен, а первична важность удовлетворения собственных амбиций.
И не с помощью результата в виде успешного квеста, а с помощью того, что именно ваши идеи будут воплощены в сценарии.

Именно поэтому ещё в 2014-2015 году мы пришли к очень непростому решению. Мы работаем исключительно на качество. Мы за честность перед нашим Клиентом. Мы не позволим открыться квесту под нашим шефством, если видим, что он слаб, а концепция непроработанная. Мы сделаем всё, чтобы добиться высокого качества и тщательной проработки. Даже если придётся потратить на это неоплачиваемые часы, нет, даже дни, доказывая нашу профпригодность и потенциальный успех продукта. Это – миссия нашей компании, наша идеология, а не просто красивые слова внутри этой статьи.

Если после получения написанного сценария наш Клиент говорит нам, что не верит в наши загадки, в нашу идею и концепцию, мы предлагаем ему подписать простую бумагу. Смысл её простой: «Я, Такой-то Такойтович, беру на себя ответственность за собственные идеи, которые компания SQR60 внедрит в мой сценарий. Я отчётливо осознаю, что мои правки и идеи могут навредить квест-проекту, поэтому не будут выдвигать никаких претензий компании SQR60 после открытия квест-проекта. Дата. Подпись».

И знаете что? Ещё ни один человек не подписал эту бумагу. Потому что все хотят внедрять свои идеи, навязывать своё видение, но никто не хочет нести за это финансовую ответственность.
А мы несём, поэтому готовы бесплатно дорабатывать квест и после его открытия. Так было, например, с нашим Клиентом из Краснодара.
Сценарий «Тайна дома 221В» был сложен для прохождения что для детей, что для взрослых. Однако в течение 2,5-3 недель мы внесли около 15 разного рода правок, после чего квест уверенно вошёл в ТОП-3 лучших квестов города, потеснив мастодонтов рынка.

Любопытный факт. Те сценарии, которые не изменяются нашими заказчиками и реализовываются в точности так, как на бумаге, очень быстро становятся лучшими квестами в городе или даже в стране.
Так вышло, например, с нашим бразильским квестом «Шерлок Холмс» - он вошёл в ТОП-7 лучших квестов всей страны.

А те сценарии, которые отчаянно редактируются нашими заказчиками – закрываются или пытаются продаться на каком-нибудь «Авито» в период от 6 до 12 месяцев после открытия. Совпадение? Нет, здравый смысл.

Сейчас расскажу, где собака зарыта. Когда мы пишем сценарии, то опираемся на огромнейший багаж собственного опыта и знаний. Условно говоря, мы просто знаем, что, как и при каких обстоятельствах понравится или не понравится игрокам. В этом весь наш секрет, за который и платят нам деньги. Мы умеем оказаться в шкуре Клиента и понять, как он отреагирует на то или иное действие/загадку.
При написании квеста умеем встать как на место 10-летнего ребенка, так и на место 45-летнего мужика с завода. Поэтому наши квесты и имеют более высокую загрузку по сравнению с теми, кто писал их самостоятельно или заказывал у наших конкурентов. Да, это чутье пришло к нам не сразу, вообще нет. Нам пришлось пройти сотни квестов, пересмотреть тысячи фильмов, пообщаться с бесчисленным количеством людей, и работать, работать, работать.

Мы обладаем очень мощным навыком - навыком предсказывания эмоций у посетителей наших квестов. К сожалению, у большинства людей этого навыка нет и в помине. И когда это большинство пытается написать сценарий, то они руководствуются, как правило, лишь собственной картиной мира.

«Мне нравится эта загадка, поэтому она будет в квесте» - непродуктивно, неправильно и опасно. Допустим, Вам она нравится, а если остальным 99 посетителям она не понравится?

Или наоборот: «Эта загадка мне ну вообще не нравится! Давайте её уберем или заменим».

Мы же, будучи сценаристами, ориентируемся ни сколько на мнение нашего заказчика, сколько на большинство посетителей квест-комнаты. Именно на большинство, а не на меньшинство. От этого и отталкиваемся при написании сценария.

Какой основной посыл этой статьи? Просто доверьтесь профессионалам. Вы же не даете пилоту рекомендации по управлению самолетом. Вы просто платите за билет и наслаждаетесь полетом в кресле, дожидаясь мягкой посадки, порой поглядывая в потрясающие виды иллюминатора.
Почему? Да потому что пилот делает свою работу практически каждый день. Потому что у него более 3 000 часов налета. Он учился этому. Он любит это.

Это его работа, хобби, скорее всего даже страсть. И даже возможно это его вторая жена, если есть первая. И за это он ещё и деньги получает. Со сценарием для вашего квеста точно так же.
Мы безумно любим свою работу и отдаемся ей на полную, чтобы у Вас был потрясающий продукт.

Значит ли это теперь то, что сценаристам и слово сказать нельзя и нужно беспрекословно подчиняться им? Разумеется, нет! Приведу пример. Заказчик присылает планировку, мы пишем сценарий.

Нет информации о том, что это за здание, где оно находится, можно ли шуметь, а если можно, то какой допустимый предел. Пишем средневековый замок, поэтому используем в качестве одной из загадок – колокол, в который нужно позвонить N-ое количество раз.

Загадка атмосферная и как раз под стать загадкам, которые мы описали для финальной локации. Однако заказчик говорит, что нельзя, потому что всюду находятся офисы и им не придётся по духу такое громкое средневеквоесоседство.
Соответственно, такая претензия считается вполне обоснованной, поэтому загадку меняем на другую.

А претензия по типу: «Мне не нравится, давайте поменяем» - не считаются.

Почему не нравится? В общую концепцию загадка вписывается, сама по себе она простая, интересная и атмосферная. Или, например, загадка с пролазанием через секретную нишу в одном из квестов Армении.
Там игрокам нужно вставать на колени и ползти несколько метров. Заказчик возразил: «Многие из наших игроков ни за что не встанут на колени, даже если это просто игра».

И действительно, такой важный нюанс армянского менталитета при написании сценария мы не учли. И быстро поменяли загадку на более актуальную.

Помните, что сценарий, в первую очередь, должен нравиться вашим будущим Клиентам! И только во вторую очередь вам. Честно говоря, даже нам, порой, не всегда нравятся наши сценарии. Но какая от этого разница, если потом 94 команды из 100 ставят оценку в 10 баллов из 10 на каком-нибудь «Мире квестов»?
Это нормально, если порой заказчикам не нравятся сценарии. Вы не обязательно должны быть Клиентом своего бизнеса, чтобы быть успешным и зарабатывать.

Например, осенью 2018 года мы с партнером встречались с миллионером, который сколотил состояние на дешевых японских парикмахерских. Фишка в том, что стрижка длится не более 15 минут и стоит всего 200 рублей.
Массовый продукт. Это эконом сегмент, и он сам там не стрижется, равно как и большинство его друзей, которые предпочитают барбершопы со средним чеком в 1000-2000 рублей. Потому что у них у всех доход от 500 тысяч рублей в месяц.

Так же у него есть магазины по продаже дешевых мужских и женский украшений. Он их не носит и они, вполне возможно, ему даже не нравятся. Но все эти бизнесы приносят очень много денег. А если бы он думал с позиции: «Мне не нравятся эти украшения, поэтому именно их я продавать не буду», то никогда бы не стал молодым миллионером.

Он просто берет и продает то, что нужно людям. А не то, что нужно ему.
Также уместно будет вспомнить изречение одного мудрого рыбака: «Знаете, я очень люблю шоколад. Но рыбы не любят шоколад. Поэтому когда я иду на рыбалку, я покупаю для них червей».

Теперь вспомните ту самую сцену из Матрицы, где Морфеус предлагает Нео две таблетки. И выберите ту, что Вам по душе.

Квест-проект, который зарабатывает.

Или квест-проект, который нравится именно Вам.


Итак, заключение:
• Доверяйте профессионалам, иначе какой смысл с ними работать?
• Не обижайтесь на критику собственных идей, сценаристы с Вами в одной лодке, они играют за Вашу команду и хотят, чтобы Вы построили прекрасный квест.
• Не мыслите с позиции «не нравится – не внедряем». Думайте лучше о том, насколько понравится та или иная загадка Вашим будущим Клиентам.
• Порой даже сценаристам нравятся далеко не все загадки. Зато они нравятся игрокам.
• И самое главное: «Сценарий квеста не обязательно должен Вам нравится. Он должен приносить Вам деньги».

P.S. Идеально, когда это совмещается. Но не всегда так получается. Иногда заказчики не понимают того, что мы хотим воплотить в жизнь. И они либо сливаются, делая посредственность самостоятельно, либо доверяют нам, воплощают в жизнь написанное, начинают зарабатывать деньги с квеста и лишь потом, доходят до того, что именно мы хотели донести до игроков.

С уважением, компания SQR60.

Комментарии для сайта Cackle