Перестаньте всё автоматизировать!

Как сэкономить от 50 тысяч до Х миллионов рублей на избавлении мании полной автоматизации квеструма.
Время на прочтение: 10 минут.

2017 год, на носу 2018 год. Рынок квест-комнат стремительно растёт не только в СНГ, но и во всём мире.
Появляются новые форматы квестов, новые технологии, новые загадки, новые решения. Совершенствуется VR-графика и геймплей. В общем, индустрия развивается и хорошо себя чувствует. И на рынок приходит новый сегмент квестостроителей, которые хотят построить вместо квеста… буквально космическую ракету.

К нам в последнее время чаще стали обращаются предприниматели, у которых есть на открытие от 1,5 до 5 миллионов рублей, и их позиция примерно следующая: «Все квесты, на которые я ходил, полное говно.
Я хочу очень крутые вещи в своем квесте, например модуль распознавания голоса, но не от Google и Apple, волшебную палочку как у Гарри Поттера, чтобы она могла распознавать движения в воздухе и т.д.».

То, что я привёл в качестве примера – лишь верхушка айсберга.

Главная проблема такого подхода заключается в том, что они зачем-то пытаются автоматизировать каждый чих, каждый шаг игроков, чтобы администратор, фактически, не принимал участия в проведении квеста. Они пытаются внедрить технологии, которые не увидят игроки, никак не повлияют на их итоговое впечатление, но которые существенно удорожают квест. Почему?

Автоматизация распознавания голоса.

Если по квесту есть необходимость сделать так, чтобы игроки зачитали вслух определенное заклинание или громко произнесли ключевое слово в качестве правильного ответа, то доверить контроль выполнения условий данной загадки мы рекомендуем администратору.
Он всё равно следит за игрой и получает заработную плату, ведь это его работа. А если мы пытаемся автоматизировать эту головоломку, то нам потребуются:

1. Микрофоны, которые будут записывать звук в комнате. Количество и мощность микрофонов зависит от размера локации, количество и размер препятствий на пути к источнику звуку, громкости воспроизведения музыкального сопровождения и т.д.
2. Модуль, который будет непрерывно распознавать голос. Этот модуль должен отчётливо разбирать каждое слово игроков. На сегодняшний день такими модулями являются GoogleVoiceили SiriVoice.
3. Компьютер/плата/микроконтроллер, который будет проверять правильность произнесенного и получать информацию от модуля.
И это лишь самый минимум.

Допустим, игрокам для прохождения в следующую локацию нужно прокричать что-нибудь на латыни, например: «МарменЛендус!».

Вот ТОП-3 фразы, которые услышит GoogleVoice вместо «МарменЛендуса»:
• «мармеладов»
• «мормон longus»
• «Marvin Windows».

Как вы видите, результат очень сильно далек от идеала. Понадобятся ещё годы, чтобы довести процент распознавания речи хотя бы до 95% из 100. Поэтому сложные выражения на латыни придется забыть – Google покажет вам лишь похожие слова и фразы. Помимо этого, GoogleVoiceбудет частенько ошибаться и при анализе простых выражений. Если у вас есть свой смартфон, и вы хоть раз пользовались голосовым поиском, то, вероятно, понимаете, о чём сейчас идёт речь. И если в ТОП-3 фраз вошли хотя бы похожие, то порой система пишет абсолютно не то, что сказал пользователь.

В этом то и вся соль – произвести самый точный контроль загадки, особенно где присутствует человеческий фактор, может пока что только… человек! Из 100 проведенных игр, администратор безошибочно определил бы корректность выполнения условий примерно в 95 случаях из 100 с первого раза. Он сможет сделать определенные поправки и лучше анализировать ситуацию, потому что он глаза и уши квеста, а не электронный распознаватель голоса. К сожалению, автоматика смогла бы похвастаться разбросом в 60-70% результатом в анализе голоса. И это ещё при условии, что в квесте будут стоить действительно хороший микрофон, игроки поймут суть загадки и т.д.

И что мы получим в итоге? Вложений для автоматизации нужно намного больше, чем, если бы за выполнением условия выполнения задания смотрел администратор, а результат намного хуже, чем, опять же, этим бы занимался администратор. Стоит ли играть свеч?
Вряд ли сегодня вложил кто-то больше денег, чем Google или Apple в анализ русского языка в плане восприятия речи для мобильных или компьютерных девайсов. Но даже их технологии ещё далеки от идеала.

Воображаемый кейс.

Давайте представим, что речь идёт об открытии квеста в Казани. Есть 2 предпринимателя, которые открывают, допустим, два квеста по одному и тому же сценарию (для чистоты «воображаемого» эксперимента).
Бюджет – 1,5 миллиона рублей, что для Казани является вложением намного выше среднего по рынку.

• Первый предприниматель тратит на квест около 900 тысяч рублей на квест, а оставшиеся 600 тысяч у него уходят на автоматизацию всего и вся.
• Второй предприниматель не автоматизирует ничего, но у него есть администратор, который получает примерно 20 тысяч рублей в месяц.

Всё, что в первом квесте автоматизировано, во втором управляется администратором с помощью специально пульта. И, внимание, самое интересное! Зарплаты администраторов первого и второго квеста – будут практически полностью идентичны. Потому что нужно будет всё равно собирать квест, встречать гостей, провожать их, отвечать на звонки и многое другое.
Только вот второй квест добьётся большего успеха, потому что свободные 600 тысяч были вложены не в тупую автоматизацию, а в бутафорию, улучшение загадок и прочие крутые фишки, от которых игроки обычно в полном восторге.

Пример с 600 тысячами на автоматизацию – лишь пример, потому что точная цифра расходов на электронику зависит от очень большого числа переменных.

Тогда ради чего это всё? Сэкономить особо не получится на зарплате администратора, ибо усилия практически те же у работника будут прилагаться для проведения квеста. Ваш квест лучше от этого не станет, потому что игрокам всё равно, происходит ли какой-то эффект вручную по воли администратора или с помощью электроники. Им главное получить результат, то есть эмоции.

Автоматизация спецэффектов.

Есть и другие минусы чрезмерной автоматизации. Допустим, вы строите хоррор-квест и хотите, чтобы в узком коридоре на игроков сверху упала огромная чёрная ткань, до смерти напугав их. Можно поставить датчик движения, датчик невидимого лазера или какое-нибудь другое хитроумное приспособление, но всё это не будет гарантировать 100% попадания ткани на игроков. Просто потому, что электроника не сможет идеально предугадать момент, она также не сможет предсказать действия игроков.

Например, игроки дошли до датчика движения, он сработал, но в самую последнюю секунду команда испугалась резкого звука и дёрнулась назад – эффект испорчен, ибо ткань упала прямо перед игроками (а не на них). Если этот эффект был бы доверен администратору, то он смог бы дождаться самого идеального момента, где ткань накроет всю или большую часть команды, а сбежать назад или вперёд они просто не успеют. Потому что администратор сможет руководствоваться своим чутьем и пользовательским опытом проведения десятков, сотен, тысяч игр.
Администратор принимает во внимание эмоциональное состояние игроков и многие другие аспекты, которые помогут ему при принятии решения. Электроника сегодня это не сможет сделать, но в ближайшие несколько десятилетий – да.

Когда полная автоматизация станет реальной?

Наверное, это определенная «утопия» для предпринимателя – полностью автоматизировать квест. В таком случае, администратору придётся делать намного меньше, причём настолько, что ему останется лишь собирать квест после его окончания. Но это всё второстепенные «плюсы». По факту, главная задача автоматизации – это приблизить качество проведения квеста к 100%. То есть, возвращаясь к примеру с черной тканью в хоррор-квесте, которая должна упасть на игроков, мы можем говорить об идеальной автоматизации только при использовании ИИ.

Квест – это не конвейер. Квест – это эмоции. Сегодня лучше всего работать с эмоциями может только человек. Потому что он знает, что такое эмоции и как они влияют на поведение и действия человека, в отличии от компьютера.

Но. Представьте, что завтра 2027 год. В вашем квесте на каждом шагу напиханы различные датчики, которые контролируют буквально каждый шаг игроков. В режиме реального времени все датчики и камеры отправляют информацию на компьютер, а тот, в свою очередь, обрабатывает ежесекундно огромный массив данных и сравнивает его с уже проведенными играми (действия игроков, их реакция, итоговая оценка квеста).

Если это хоррор-квест, то на руке каждого игрока – умный браслет с пульсометром, который, при этом, ещё и отправляет информацию о такте сердцебиения каждого игрока. И здесь начинается самое интересное – компьютер на основании самообучаемого ИИ (искусственного интеллекта), будет по-разному включать те или иные музыкальныехоррор-композиции, микшировать их, включать спецэффекты, усложнять загадки, управлять освещением. Если игроки слишком быстро проходят квест, то он автоматически усложняет некоторые загадки. Если игрокам слишком страшно – он пропускает несколько эффектов и делает свет в комнатах ярче.

Если игрокам, скажем, скучно, он тоже это замечает и соответствующими настройками в работе квеструма реагирует. И всё это в прямом эфире, 24/7!
Пока что это мечта, потому что сегодня ИИ в индустрии развлечений научился пока ещё только играть сам с собой в шашки, шахматы, ГО. Разумеется, что есть и другие технологии, которые сегодня уже активно изучаются, например распознавание лиц и эмоций, но технологии ещё не готовы к массовому применению, тем более в нашей с вами индустрии квест-комнат.

А со временем, я уверен, квест-комнаты будут управляться именно способом, описанным выше. Но пока такие крутые технологии ещё не дошли, я призываю всех предпринимателей, которые читают эту статью: «Перестаньте пытаться автоматизировать всё и вся в своем квесте!».

Действительно, в этом нет абсолютно никакой жизненно важной необходимости. Разве что только для того, чтобы удовлетворить свои амбиции или польстить своему чувству собственной крутости. Но получить кайф от своего квеста лучше по результату большого числа наличности в кассе и неиссякаемым положительным отзывам, а не радоваться тому факту, что у вас дверь автоматически открывается, если палочкой в воздухе нарисовать ключ, пока администратор курит на улице.

P.S. Разумеется, что речь идёт исключительно о сложной и творческой автоматизации. Рутинные задачи, вроде «поставили магнит, и дверь открылась» должны быть автоматизированы. Потому что здесь важно попасть в золотую середину, а не уйти в другую крайность, где абсолютно за всей рутиной следит администратор.

С Уважением, компания SQR60.