Музыкальное сопровождение для квеста в реальности

Основы, нюансы, советы. Время прочтения/прослушивания: 15 минут.

Музыкальное сопровождение для квест-комнаты, или, в простонародье – озвучка, дело очень интересное и творческое. Однако, к сожалению, на сегодняшний день в подавляющем большинстве квест-комнат она оставляет желать лучшего. И очень сильно влияет на итоговое впечатление команд, которые проходят квест.

Как понять, какая музыка – плохая, а какая – хорошая? Достаточно просто – провести тестовые игры и спросить у игроков.

Как мы делаем музыкальное сопровождение для квеста

Музыкальное сопровождение, в среднем, разрабатывается от 3 до 10 рабочих дней в зависимости от тематики сценария, сложности задумки, использования дикторов, спецэффектов и так далее. Сейчас мы опишем вам этапы, по которым обычно создаётся музыкальное сопровождение для квеста у нас.

1. Изучение сценария

Звукорежиссер обязательно присутствует на всех этапах написания сценария для квеста в реальности: от самых первых мозговых штурмов, вплоть до сдачи всех файлов заказчику. Это позволяет добиться высокой чёткости попадания музыки в настроение квеста.


План помещения для озвучки квеста

Пример записей звукорежиссера после одной из стратегических сессий со сценаристами. Записи он делает для себя, чтобы потом было проще понять, как, где и какой именно делать звук.

Мы проходим очень много квестов по разным городам России. И, порой, ловим себя на ощущении, что человек, который делал музыку для квеста, ни разу не читал сценарий. И самое печальное здесь то, что этот человек, вероятно, знал сценарий наизусть. Но даже это не помогло ему создать нужную атмосферу, которая соответствует конечной цели квеста.

2. Поиск семплов

Звукорежиссер вместе с помощником начинает приступать к поиску необходимых материалов. Порой, нам приходится пересматривать множество фильмов, слушать сотни и сотни разных композиций, чтобы найти «те самые». Наш рекорд – 11 фильмов, которые пришлось посмотреть за три дня, чтобы создать звуковое сопровождение к самому страшному квесту в городе Энгельс, Россия. И это не беглый просмотр с перемоткой, а буквально тотальное поглощение материала.

Разумеется, что музыка и звуки не ограничиваются заимствование из фильмов. У нас есть собственная библиотека, которая насчитывает в общей сложности 2 425 папок и 87 тысяч файлов. Только представьте масштаб этих звуков: от шагов по земле вплоть до одиночных выстрелов из крупнокалиберного пулемета. Каждый звук промаркирован и назван, поэтому ориентироваться в этой огромной базе аудиофайлов не составляет большого труда.

3. Подбор треков/звуков

Теперь, когда есть материал, мы тщательно сопоставляем треки по таймингу в сценарии. Если говорить проще, то определяем порядок звучания музыкальных композиций в соответствии с идеей сценария. Сценаристами с самого начала закладывается среднее время на прохождение локаций, и мы примерно знаем, где будет находиться команда на определенном промежутке времени, на какой загадке. Разумеется, что это далеко не точная информация, однако нам важно создать атмосферу – здесь не нужна швейцарская точность.

4. Сведение в одну дорожку

Теперь, когда мы знаем порядок, пора приступать к сведению. Сведение – кропотливый процесс, ведь наша задача сделать так, чтобы игроки не услышали резких пауз и внезапных смен композиций. Наша задача – сделать так, чтобы все треки звучали на одном дыхании, будто человек смотрит высокобюджетную киноленту. Более того, на этом этапе мы меняем местами те треки, которые так или иначе не подходят по настроению в определенную минуту квеста.

Оборудование для разработки музыкального сопровождения квеста

Для создания звукового ряда для квеста в работе звукорежиссера используется как правило минимум два монитора плюс дополнительный ноутбук при необходимости.

Удивительно, но, к сожалению, некорректно сведенные
и не к месту подобранные аудиотреки мы порой встречаем и во франшизах квестов, например «ВыХод», «Клаустрофобия» или «LOST».

5. Добавление спецэффектов

Теперь, когда у нас готов фундамент, вставляем звуковые эффекты. Они присутствуют далеко не в каждой озвучке, но обязательно в хоррор-квестах. В зависимости от сценария, это могут быть «шумы за стенкой», шаги, смех, скрип пола или дверей, и так далее. Таким образом, мы более детально воссоздаем звуковую картину, которая разворачивается на протяжении всего квеста.

Музыка для квест-комнаты

Звук для хоррор-квеста выглядит графически именно так, как на картинке выше. В одном треке может использоваться в среднем от 8 до 16 дорожек. На одной громыхают цепи, на другой - ехидный смех психопата из соседней комнаты. И так далее.


Мрачный плач девушки из телефонной трубки:



А как насчёт радиообмена сообщениями двух разумных пришельцев? Вдохновление подчерпнуто фильмом "Район №9".



Или, например, сюжетный поворот, где игроки понимают, что они на самом деле находятся в коме, из которой им нужно выйти, решив финальную загадку. Внимание, будет немного страшно:



6. Дикторы.

Если сценарий предполагает наличия голосов, то мы приступаем к работе с дикторами. С нами сотрудничают более 30 специалистов разного профиля. Озвучить можно любого персонажа: от психопата, который является безумным убийцей в возрасте 60-лет до сказочного персонажа с милым голосом, которого приятно будет услышать детям.

Прощальное письмо капитана космического корабля:



Фрагмент аудиодневника астронавта, исследующего Марс:



Голос для детского квеста про суперзлодея-учёного:



Галантый коллекционер-извращенец для эротического квеста:



На этом этапе мы также зачастую озвучиваем подсказки, если этого требует сценарий квеста. Потому что подсказки, озвученные профессиональным диктором, как ни крути, будут лучше, чем тоненький голосочек девочки-администратора.

Джокер даёт подсказку игрокам



Маньяк подсказывает игрокам что делать дальше:



Ведьма проговаривает игрокам действие, которое им нужно совершить внутри локации:



У нас также есть выходы практически на всех актёров российского дубляжа, занимающихся озвучкой лент, которые Вы смотрите в кино или дома. Так, голос Леонардо Ди Каприо, Шерлока Холмса или даже Бреда Питта может звучать в Вашем квесте! Только представьте, какой это классный вау-эффект для ваших Клиентов.

7. Завершение.

Последний, седьмой этап – завершающий. Здесь мы ещё раз пробегаемся по сценарию, тщательно прослушиваем музыкальное сопровождение на предмет ошибок. Если находится ошибка – то она сразу исправляется, после чего начинается преобразование проекта в одну (или несколько аудиорожек). Ошибки здесь не критичны, многие игроки могли бы даже их и не заметить на протяжении квеста. Однако даже таким малозначимым ошибкам нет места в наших музыкальных дорожках.

Тайминги для озвучки квеста
На фото выше - результаты первых тестовых игр. Точнее, это список правок для звукача, который будет исправлять моменты, не понравившиеся игрокам. Наша озвучка хорошо не тем, что мы попадаем в настрой игроков с первого раза. А тем, что мы добиваем её до кондиции, когда 10 из 10 команд говорят после прохождения: "Звук просто шикарен!".

На этом же этапе мы дополняем озвучку новыми идеями, которые воплощаются по разному: изменением эффекта, внедрением новой композиций или даже элементарная смена треков местами.

Примеры дикторской озвучки квеста

Как уже было сказано ранее, мы тесно сотрудничаем с дикторами.



Для одного из наших проектов мы нашли отличный голос, который прекрасно похож на российский дубляж Хита Ленджера (Владимир Зайцев). Таким образом, у игроков, проходя квест, может сложиться впечатление, что они слышат реальный голос Джокера из фильма «Темный рыцарь». Данный же голос можно услышать в озвучке Железного Человека и многих других ролях.



Например, в этом аудиофрагменте, который был разработан специально для нашего клиента, была поставлена задача воссоздать диалог между диспетчером 911 и сторожем, который запер преступников в огромном «боксе» на складе. Чтобы игроки поверили в реальность происходящего, звукорежиссером было добавлено в общей сложности около 20 различных звуков. Таким образом, в этом аудио-фрагменте можно было услышать: двух дикторов, печатающую клавиатуру, других диспетчеров 911 на фоне, лай собак на складе, сверчки на улице, работающие телефоны в офисе 911 и так далее.



А в этом аудиофрагменте была поставлена задача воссоздать атмосферу 60-х, в логове гангстеров. На заднем плане можно услышать рок, общающихся между собой членов мафии. Добавлено порядка 15 различных звуков: звон бокалов, манипуляции со спичками, раздача карт из колоды, распределение фишек между игроками и так далее.



А для одного из трейлеров мы и вовсе решили посотрудничать с Петром Гланцем, который принял участие в дубляже более 500 фильмов, в том числе знаменитого "Дед Пула", а также озвучивал множество федеральной рекламы на ТВ.

Я всё еще хочу сделать всё сам

Бывают случаи, когда открываться надо было уже «позавчера», аренда бьет по карману, а музыка для квест-комнаты так и не готова. Нет и денег, чтобы заказать её у специалистов. Что делать тогда? Разумеется, что оставлять свою квест-комнату без музыкального сопровождения нельзя.

Вот 10 рекомендаций от компании SQR60, которые помогут вам в создании музыкального сопровождения. Стоит отметить, что это лишь наше видение, и данные советы не являются истиной в последней инстанции.

1. Скачайте бесплатную программу Audacity, которую легко найти в Интернете.
2. Изучите несколько базовых уроков по работе в этой программе, которые есть бесплатно на YouTube (как на русском, так и на английском).
3. Определите тематику квеста, тщательно изучите сценарий «от» и «до». Представьте, что снимаете фильм. Сделайте пометки – какие треки должны там присутствовать: энергичные, грустные, медленные, задумчивые, страшные, напряженные.
4. Определите список фильмов, в которых может быть использована необходимая музыка. Скачайте, тщательно их просмотрите, делая заметки.
5. Теперь, найдите помеченные треки в Интернете, после чего скачайте их на компьютер.
6. Скачивайте треки в максимально хорошем качестве – не менее 128 kbs, в идеале – от 256 kbs.
7. В соответствии со сценарием, расставьте треки в нужном для вас порядке согласно идее сценария (например, медленные-средние-энергичные или грустные-нейтральные-позитивные).
8. Сведите все треки между собой плавно и без пауз, чтобы в итоге получить 60-минутную (или 90) аудио дорожку.
9. Отрегулируйте громкость музыки в квесте – оно не должно быть ни громким, ни тихим.
10. Проведите не менее 10 тестовых игр, после чего, при необходимости, повторите шаги 3-9.

Я хочу поручить это профессионалам

Если вы заказываете сценарий у нашей компании, то можете быть уверены, что музыкальное сопровождение будет на высшем уровне. Более того, оно автоматически прилагается к нашему сценарию для квеста и доплачивать за него вовсе не нужно. Однако если у вас уже есть сценарий, заказанный у другой компании, а музыкальное сопровождение отсутствует или всё же оставляет желать лучшего, то вы также можете обратиться к нам.

Начиная с 2014 года, мы разработали в общей сложности более 100 аудиокомпозиций для квест-комнат. В этой работе мы получили глобальный опыт, которым с радостью готовы поделиться и с Вами. У нас в запасе есть десятки тысяч сэмплов, тысячи треков и пятнадцать профессиональных дикторов. Всё это сливается в единый коктейль потрясающего звучания, которое пробирает до мурашек!

Хотите послушать, что у нас получается? Пишите на почту sqr3600@gmail.com, указывайте в теме письма "Хочу озвучку" и получайте примеры наших аудиодорожек!

Комментарии для сайта Cackle