Срок жизни квест-комнаты

Разбираем, сколько будет жить ваш квест. Время на прочтение: 12 минут.

В этой статье мы постараемся понять с вами, а сколько же живет в среднем один построенный квест в реальности? Один год? Два года? Или столько лет, пока его не пройдут все жители города?
Этот вопрос очень важен, потому что без него нет четкого понимания, сколько же лучше всего инвестировать в открытие квеста в реальности.

Ответ, на самом деле, не может быть универсальным для каждого города и клиента. Просто потому, что это очень сложный и многогранный вопрос, на который мы сейчас и попробуем ответить.

Срок жизни квест-комнаты зависит от следующих переменных:
• Население (например, 500 тысяч человек);
• Количество квест-комнат в городе (например, 18);
• Тематика квестов у конкурентов (например, преимущественно хорроры);
• Тип города (например, курортный);
• Тематика вашего квеста (например, детский);
• Средней зарплаты местных жителей;
• Дата открытия первого квеста;
• И от многого другого.

Как вы видите, в уравнении, где так много переменных, нельзя ответить однозначным ответом. Нужно анализировать конкретно вашу ситуацию и вашу историю, и всё это должно базироваться на вашей бизнес-модели. Так, например, приключенческие квесты без ограничений по возрасту смогут прожить дольше, чем хоррор квесты с цензом 18+. Но если подключать к анализу вышеуказанные переменные, то ситуация может быть обратная – эротический в теории будет жить дольше, чем детский, просто из-за того, что если он такой один, то он не сможет удовлетворить спрос всего города.

В первую очередь, давайте разберемся с понятием «срока жизни квеста». В идеале, это размер целевой аудитории по отношению к вашему продукту. И квест может безвозвратно умереть лишь в случае, когда все или львиное большинство потенциальных клиентов уже прошли ваш квест.

Например, если ваш квест находится в туристическом городе Сочи или Анапа, то квест-комната может жить в несколько раз больше, чем в других городах.

Вот поверхностный анализ двух переменных:
• Население Сочи – 400 тысяч человек.
• Туристический поток, зарегистрированный в 2016 году составил 6,5 миллионов человек.

Только представьте – всего около полумиллиона местных жителей, а туристов в 16 раз больше. Тем более что туристы едут в Сочи целенаправленно тратить деньги, то есть отдыхать и получать удовольствие от денежных трат на те, или иные цели.
При этом важно понимать, что отдых в Сочи – это недешевое удовольствие. Вы прямо сейчас можете в этом убедиться, сравнив цены на отдых с турецкими отелями. В каком-то роде, возможно, открывать квест в Сочи даже выгоднее, чем в Москве с 10-миллионным населением. Всё дело в Олимпиаде, которая прошла в 2014 году и фактически удорожила отдых там. Но если спросить опытных турператоров, то они скажут, что отдыхать там было дорого ещё и задолго до Олимпиады, когда в России не было квестов вообще.

• Давайте представим, что в последующие 10 лет туристический поток в Сочи будет иметь среднее постоянное значение в 2 миллиона человек вместо 6, а количество местных жителей возрастет до 600 тысяч человек. Итого, наша потенциальная аудитория - это 2,6 миллионов человек.
• В день средний квест может обслуживать в основном до 8 команд по 4 человека, то есть максимум по 32 человека в день.
• В месяц – это 960 человек, а в год – 11 520 человек.
• За 10 лет – это 115 200 человек.
• И это всё при условии, что на ваш квест ходят круглосуточно, без остановки, а 2 миллиона туристов – это одни и те же люди, приезжающие в город. Это около 4% от всех людей за 10 лет или около 0,5% за 1 год.

Разумеется, что нельзя говорить о том, что все 100% жителей города вместе с туристами являются вашей целевой аудиторией. Нужно сразу минусовать тех, кто ещё не пошёл в первый класс и тех, кому глубоко за 50 лет. Но даже в таком случае нельзя сказать, что через 1 или даже 2 года квест нужно закрывать, а ресурс считается полностью выработанным.
Напротив, за это время вы охватите лишь самых рьяных и активных, то есть людей, которые всегда на пике тренда и держат руку на пульсе событий города. Но ваша реклама должна охватывать абсолютно всех и вся в разных местах: школьники, студенты, работающая молодежь.

Ваша реклама должна быть как в Интернете, так и в оффлайне. Во ВКонтакте и в Одноклассниках. В дорогих ресторанах и в дешевых кафе. В магазинах и кофейнях. И так далее. Чем более разнообразные у вас будут площадки, тем проще выйти на охват в 80-90% всех жителей города.
Вопрос стоит иначе – через 2 года активной работы вашего квеста вы чисто физически не сможете обработать всю свою целевую аудиторию, даже если у вас будет работать 3 квеста вместо одного, а в сутки вы сможете проводить не 8, а 12 игр. Все, с чем вы столкнетесь – это то, что клиентов теперь будет несколько сложнее привлекать в квест. Но даже в таком случае квест-комната, давным-давно окупив вложения в себя, будет приносить неплохой пассивный ежемесячный доход.

Самое забавное – другое. Один из предпринимателей ещё в 2015 году спорил со мной, что открывать квест в курортном городе – это гиблое дело. Аргументировал он следующим: люди приезжают туда купаться, загорать и отдыхать, а не «шарахаться по квестам». И он частично прав, далеко не все 100% из отдыхающих будут ходить по квестам.

Но здесь в дело должна вступать другая математика:
Открывая квест, например, в том же Сочи, вы можете рассчитывать на местных жителей, а также на туристов. Рынок в 400 тысяч человек – это хорошая цифра, с учетом, что средняя заработная зарплата в курортном городе выше, чем в другом городе с похожим населением. Далее, мы просто делаем прогноз на 6,5 миллионов человек. Даже если квесты будут интересны всего 20%, это аудитория в 1,3 миллиона человек. А туристы каждый год меняются.

Посмотрите на свой город, прежде чем открыть квест в реальности. Какой он? Есть ли причины у путешественников или туристов приехать к вам? На кого в первую очередь будет ориентирован ваш квест? Какая тематика? Каких квестов ещё нет в вашем городе, или какие ключевые недостатки есть у ваших конкурентов?

Ответы на эти вопросы помогут вам лучше всего выбрать модель.

Почему квесты закрываются через год или два?

К сожалению, большинство предпринимателей в индустрии квестов не умеют заниматься маркетингом на все 100%. Они способны использовать лишь 30, максимум 40%. Лично я встречал женщину, которая долгое время работала в магазине MediaMarkt на позиции маркетолог и специалистом по связям с общественностью. Но даже она могла заводить маркетинг процентов на 70, ибо одно дело – это правильно продавать технику. И совершенно другое дело – продавать эмоции. Разные сферы деятельности, разные подходы.

Разумеется, что когда квест проработал, скажем, 1 или 1,5 года, а владелец жалуется на низкую посещаемость – поверьте, он не предпринимает достаточных действий, чтобы ситуация изменилась. В ситуациях с падением посещаемости они, как правило, начинают делать те же самые действия, что и раньше (например, рекламироваться во ВКонтакте, или Инстаграм), и не понимают, что надо менять свой маркетинг.
Когда на улице летом внезапно пошёл снег, умный человек возвращается домой и одевается в зимние или осенние вещи. А глупый надевает вторую футболку поверх первой и жалуется, что на улице летом холодно. Потом он всем рассказывает, что лето – это плохое время года, потому что иногда идет на улице снег, и вообще он замерз и никогда не хочет гулять летом. Надеюсь, что данная аналогия доступна только что была объяснена :-)

Сложности.

Как уже было сказано раннее, клиентов в любом городе достаточно много. Но со временем выходить на них будет несколько сложнее. Это как с криптовалютами по типу биткоинов – чем меньше их осталось, тем сложнее их произвести, используя собственные вычислительные ресурсы видеокарты. Но это не значит, что майнинг биткоинов или другой криптоавлюты является невыгодным.
Через определенное количество времени вам придется существенно скорректировать свою маркетинговую стратегию и ещё сильнее начать ориентироваться на тех, кто ни разу не бывал в квестах. Такая аудитория есть в каждом городе. По Роджерсу, это запоздалое большинство – примерно 30-34% потребителей от общего числа всего населения, которые долго взвешивают все «за» и «против», прежде чем совершить покупку или нанести визит куда-либо.

Реальные цифры.

Возьмем за основу для расчетов город Набережные Челны в республике Татарстан, где население составляет примерно 500 тысяч человек. Это не курортный и не туристический город, напротив, это город, который был построен буквально за полвека благодаря градообразующему предприятию «КАМАЗ».

Достоверно известно, что средний возраст жителя города благодаря всероссийской переписи населения составляет 36,8 лет (информация актуальна на 2012 год).
У нас нет точных данных по возрастным категориям жителей города, но если мы берем приключенческий квест без ограничения по возрасту, то в качестве целевой аудитории можно смело взять минимум 50% жителей города. Это за вычетом детей в возрасте до 12 лет, а также за вычетом пожилых людей в возрасте от 50 лет (им квесты в основном не интересны, но и даже они скоро постепенно будут втягиваться).
50% от населения в полмиллиона человека – это 250 тысяч человек.

• 100% загрузка 1 квеста составляет 8 команд по 4 человека в сутки, но в реальности в каждой команде будет в среднем по 3 человека.
• Средняя загрузка квестов составляет от 25 до 50% в зависимости от маркетинга, качества квеста и ценовой политики, соответственно это диапазон в 2-4 ежедневные команды или 9-12 человек.
• В месяц это от 270 до 360 человек.
• В год – это 3240 до 4320 человек.
• Бытует мнение, что квест живет от 2 до 3 лет, усредним это значение до показателя в 2,5 года. Таким образом, за это время квест может быть пройден от 8100 до 10800 человек. Усредняем это число и получаем 9450 человек.
• Возвращаемся к статистике, где наша целевая аудитория – это 50% жителей города. 9450 человек от целевой аудитории нашего квеста – это почти 4%.
• Таким образом, чтобы вся предполагаемая целевая аудитория (50% от населения города) прошла ваш квест, потребуется около 26 лет. За это время вашей целевой аудиторией станут люди, родители которых ещё не планировали завести детей на момент строительства вашего квеста!

Разумеется, что у вас сейчас могут возникнуть логичные вопросы: почему мы решили, что именно 50% населения города – целевая аудитория? Или, например, почему мы посчитали диапазон загрузки квеста в 25-50%? На первый вопрос ответим следующим образом – даже если мы берем по минимуму целевую аудиторию, то она будет равняться не меньше 25% от всего населения. А чтобы все они прошли один и тот же квест, как ни крути, понадобится при вышеуказанной динамике – 13 лет.

На второй вопрос ответить проще – средняя загрузка выше 50% бывает достаточно редко и в случаях, когда, например, произошла мощная комбинация:
«Крутой сценарий квеста» + «Качественная реализация» + «Стоимость игры ниже, чем средняя по рынку».

Загрузка ниже 20-25% бывает в основном только у квестов:
А) С неинтересным сценарием или некачественной реализацией.
Б) Которые не умеют рекламироваться или не делают это вовсе.

Можно ещё рассмотреть и вариант «В», где мы обвиним во всем подлых конкурентов, которых очень много развелось и которые постоянно демпингуют. Но даже в этом случае хороший квест будет зарабатывать деньги и иметь загрузку выше обозначенной, принося прибыль своему владельцу.

Маркетинговая проблема.

Как вы уже видите, нет совершенно никакой проблемы с количеством ваших потенциальных клиентов – их много. Как нефти во всем мире. Её просто нужно найти.
Вопрос в другом, как на ваших клиентов выйти? Как их заинтересовать квестом? Как сделать так, что бы они пришли? Как сделать так, чтобы они рассказали о квесте своим друзьям и рекомендовали вас?

Мы, как и вы, озадачились этой проблемой, поэтому все клиенты, которые заказывают сценарий квеста в реальности у нашей компании или приобретают антифраншизу, получают пожизненную безлимитную бесплатную маркетинговую поддержку. Это значит, что в любой момент времени вы сможете пообщаться с вашим личным маркетологом, который будет приставлен к вам в качестве консультанта, и корректировать свою рекламную стратегию.

В нашем арсенале есть сотни маркетинговых инструментов, которые позволяют произвести охват 90% вашей целевой аудитории как в онлайне, так и в офлайне: Яндекс.Директ, Google Adwords, ВКонтакте, Instagram, Одноклассники, Youtube и многое другое.

Версия 2.0.

В большинстве своем, квест-комнаты не предназначены для повторного прохождения. Но некоторые виды квестов могут похвастаться этим, например, спортивные квесты, уличные квест-перфомансы и так далее. В Подольске есть квест «Юкатан», который вполне успешно зарабатывает на повторных визитах – дети приходят на квест второй, третий и даже четвертый раз. И каждый раз – с новыми друзьями. Это квест по типу игры Форт Боярд и там есть несколько уровней сложности.

Но если у вас, скажем, хоррор-квест, то через определенное количество времени вы сможете открыться повторно, предварительно переработав его. Дело в том, что в хоррор-квест люди идут за эмоциями, адреналином, драйвом. В хоррорах никогда не ждут сложных и интересных головоломок, потому что всё базируется на человеческих страхах и отношениях к этим страхам у клиентов. И если вы через какое-то количество времени сможете предложить игрокам, которые у вас уже были, новый опыт прохождения, то к вам будут возвращаться и во второй раз, принося дополнительную прибыль.

Людям свойственно забывать сюжет и мелкие детали фильма, поэтому время от времени пересматриваем киноленты, которые произвели на нас особое впечатление. Аналогичная ситуация и с некоторыми квестами. То есть, люди пойдут на квест не ради концовки, которую они уже знают, а ради самого процесса.
Мы, как профессиональные сценаристы, знаем, как можно повысить вероятность повторных прохождений, и в следствие этого, увеличить вашу выручку. Один из приемов – это внедрение «подставных актеров» в хоррор-квест, которыми будут являться ваши клиенты. Только представьте ситуацию – вы прошли хоррор-квест с актерами под названием «Без лица», и после завершения администратор предлагает вам вернуться сюда уже с друзьями и до смерти напугать своих друзей.

Разумеется, что предложение заманчивое, но как это провернуть?

А делается это примерно так: примерно в середине прохождения в сценарии будет поворотный момент, где подставной игрок(и) пропадут восвояси при содействии настоящих актеров, что сделает прохождение для оставшейся части команды воистину кошмарным. А подставные игроки, тем временем, смогут аккуратно покинуть локацию квеста с помощью администратора (или того же настоящего актера) и уже понаблюдать за своими друзьями по камерам в лобби/операторской. И здесь уже в силу вступает вирусный эффект, когда у ваших клиентов появляется стойкое желание вернуться к вам опять, но уже с новыми друзьями, чтобы напугать до «усрачки» и их.

Особенно, когда такую жесть проворачивают парни над девушками. Это лишь один из множества приемов, которые увеличат прибыльность квест-проекта. Именно в этом и есть разница между сценарием, который написан любителями по дешевке на фрилансе за 20-30 тысяч рублей и между сценарием, который обычно пишем мы.

Открывая свой квест повторно с версией 2.0, вы не должны обманывать клиентов и говорить, что это совершенно новый квест. Нет, напротив, акцентируйте внимание на обновлении. Новым клиентам прийти пройти квест будет интересно, потому что он стал ещё лучше, а значит интереснее, хотя по старому рейтингу, например, он и так был вообще одним из лучших в городе. А старым – сравнить новую версию с прежней, и ещё раз пройти его с новыми силами. Если у вашего квеста есть армия фанатов, которая уже проходила ваш квест и он ей очень понравился, поверьте, на обновленную версию часть из них обязательно придет.

Что внедрить в обновленную часть? Идей, как всегда, множество – новые эффекты, новые элементы бутафории, новые загадки. Сюжет можно скорректировать и, например, поменять местами логику прохождения. Игроки теперь могут проходить квест в качестве других главных героев (например, были полицейскими, а теперь играют роль журналистов).

Может изменить как цель прохождения, так и средства. Можно добавить альтернативные концовки в зависимости от конечных загадок или выбора игроков. Новое музыкальное сопровождение, обстановка, выбор ролей до начала квеста, показ видеоролика в качестве брифинга, внедрение актера (или ещё одного) – при желании, квест с минимальными вложениями можно улучшить не до степени неузнаваемости, но до степени восхищения со стороны уже прошедших.

И по бюджету, это может стоить как от 50 тысяч рублей, так и 150. Но эти вложения позволят вам вдохнуть новую жизнь в свой квест и окупятся при правильном маркетинге они уже через несколько месяцев.

При этом мы не советуем наглеть и делать квест сверхсложным с надеждой на то, что к вам будут возвращаться. Возвращение клиентов должно стать побочным эффектом огромного интереса к квесту и великого любопытства. Пытаться делать на эту ставку и буквально заваливать клиентов сложными загадками – опасно, потому, что люди идут в квест, чтобы отдохнуть и получить удовлетворение от решения загадок. Наскучите загадками – больше не придут и друзьям расскажут, что у вас скучно.

Заключение.

Давайте подведем итог:
• Срок жизни вашего квеста будет зависеть от множества показателей и характеристик. Однако утверждать, что хороший квест живет в среднестатистическом российском городе всего 1-2 года – в корне неверно. Только если в вашем городе население составляет не больше 100 тысяч, а туристические потоки отсутствуют.

• Предприниматель, рассказывающий вам то, что он закрыл свой квест через год-полтора, скорее всего предприниматель, у которого был либо плохой квест, либо он не смог вовремя поставить свой маркетинг на другие рельсы. Когда у предпринимателя и квест плохой, и рекламу он не умеет делать – удивительно, что проект вообще больше года существует. Зачастую, они обвиняют в своих неудачах внешние обстоятельства, и это достаточно печально, потому что нужно всегда трезво оценивать свои как победы, так и поражения.

• Со временем можно выпустить обновленную версию квеста для увеличения посещаемости как со стороны новых, так и со стороны старых клиентов.

• Если вы только ещё присматриваетесь к нише квестов, то рекомендуем заполнить заявку на нашем сайте – на почту мы вышлем вам в течение 2-х часов финансовые расчеты по открытию квеста в реальности. По сути, это масштабная финансовая модель, которая позволит узнать: сколько вы будете зарабатывать, расходы, чистую прибыль, расчет окупаемости, сколько нужно денег для открытия и так далее.

• Мы также готовы вас совершенно бесплатно проконсультировать и ответить на все ваши вопросы, связанные с индустрией квестов и вопросами открытия квеста в вашем городе: 8-800-7000-490 (звонок по всей РФ бесплатен) или 8-906-3329-701 (WhatsApp, Telegram, Viber).

С уважением, компания SQR60