Срок жизни квест-комнаты

Разбираем, сколько будет жить ваш квест. Время на прочтение: 12 минут.

В этой статье мы с вами постараемся понять, сколько в среднем живет один построенный квест в реальности? Один год? Два года? Или столько лет, пока его не пройдут все жители города?

Этот вопрос очень важен, потому что без него нет четкого понимания, сколько же лучше всего инвестировать в открытие квеста в реальности. Ответ, на самом деле, не может быть универсальным для каждого города и клиента просто потому, что это очень сложный и многогранный вопрос, на который мы сейчас и попробуем ответить.

Срок жизни квест-комнаты зависит от следующих переменных:
• количество квест-комнат в городе (например, 18);
• тематика квестов у конкурентов (например, преимущественно хорроры);
• тип города (например, курортный);
• тематика вашего квеста (например, детский);
• средняя зарплаты местных жителей;
• дата открытия первого квеста;
• другие.

Как вы видите, в уравнении, где так много переменных, нельзя дать однозначный ответ. Нужно анализировать конкретно вашу ситуацию и вашу историю, и всё это должно базироваться на вашей бизнес-модели. Так, например, приключенческие квесты без ограничений по возрасту смогут прожить дольше, чем хоррор-квесты с цензом 18+. Но если подключать к анализу вышеуказанные переменные, то ситуация может быть обратная – эротический, в теории, будет жить дольше, чем детский, который в городе один, т.к. он не сможет удовлетворить спрос всех желающих пройти квест за год-два.

Давайте разберемся с понятием «срока жизни квеста». Основой здесь является размер целевой аудитории по отношению к вашему продукту. И квест может безвозвратно умереть лишь в случае, если все или большинство потенциальных клиентов пройдут ваш квест.

Например, если ваш квест находится в туристическом городе Сочи или Анапа, то квест-комната может жить в несколько раз дольше, чем в других городах.

Вот поверхностный анализ двух переменных:
• Население Сочи – 400 тысяч человек.
• Туристический поток, зарегистрированный в 2016 году, составил 6,5 миллионов человек.

Только представьте – всего около полумиллиона местных жителей, а туристов в 16 раз больше. Тем более что туристы едут в Сочи целенаправленно тратить деньги, то есть отдыхать и получать удовольствие от денежных трат на разного рода развлечения. При этом важно понимать, что отдых в Сочи – это недешевое удовольствие. Вы прямо сейчас можете в этом убедиться, сравнив цены на отдых с турецкими отелями.

В каком-то смысле открывать квест в Сочи даже выгоднее, чем в Москве с 10-миллионным населением. Всё дело в Олимпиаде, которая прошла в 2014 году и тем самым фактически удорожила отдых там. Но если поинтересоваться у опытных туроператоров, то они скажут, что отдыхать там было дорого ещё и задолго до Олимпиады. Когда в России не было квестов вообще.

• Давайте представим, что в последующие 10 лет туристический поток в Сочи будет иметь среднее постоянное значение 2 миллиона человек вместо 6, а количество местных жителей возрастет до 600 тысяч человек. Итого, наша потенциальная аудитория - это 2,6 миллионов человек.
• В день средний квест может обслуживать в основном до 8 команд по 4 человека, то есть максимум по 32 человека в день.
• В месяц – это 960 человек, а в год – 11 520 человек.
• За 10 лет – это 115 200 человек.
• И это всё при условии, что в ваш квест ходят круглосуточно, без остановки, а 2 миллиона туристов – это одни и те же люди, приезжающие в город. Это около 4% от всех людей за 10 лет или около 0,5% за 1 год.

Разумеется, ошибочно полагать, что все 100% жителей города вместе с туристами являются вашей целевой аудиторией. Нужно сразу минусовать тех, кто ещё не пошёл в первый класс, и тех, кому за 50 лет и больше. Но даже в таком случае нельзя сказать, что через 1 или даже 2 года квест нужно закрывать, а ресурс считается полностью выработанным. Напротив, за это время вы охватите лишь самых рьяных и активных - людей, которые всегда на пике тренда и держат руку на пульсе событий города. А ваша реклама должна охватывать абсолютно всех и вся в разных местах: школьников, студентов, работающую молодежь. Она должна быть как в Интернете, так и в оффлайне. Во ВКонтакте и в Одноклассниках. В дорогих ресторанах и в дешевых кафе. В магазинах и кофейнях и так далее. Чем многообразнее ваши площадки, тем проще выйти на охват в 80-90% всех жителей города.

На протяжении двух лет активной работы вашего квеста вы чисто физически не сможете обработать всю свою целевую аудиторию, даже если у вас будет работать 3 квеста вместо одного, а в сутки вы сможете проводить не 8, а 12 игр. Все, с чем вы столкнетесь позднее – это то, что клиентов теперь будет несколько сложнее привлекать в квест. Но даже в таком случае квест-комната, давным-давно окупив вложения в себя, будет приносить неплохой пассивный ежемесячный доход.

Один из предпринимателей ещё в 2015 году спорил со мной, что открывать квест в курортном городе – это гиблое дело. Аргументировал он следующим: люди приезжают туда купаться, загорать и отдыхать, а не «шарахаться по квестам». И он частично прав, далеко не все 100% из отдыхающих будут ходить по квестам. Здесь в дело вступает другая математика.

Открывая квест, например, в том же Сочи, вы можете рассчитывать на местных жителей и на туристов. Рынок в 400 тысяч человек – это хорошая цифра с учетом, что средняя заработная зарплата в курортном городе выше, чем в другом городе с таким же населением. Далее, мы просто делаем прогноз на 6,5 миллионов человек. Даже если квесты будут интересны всего 20%, это аудитория в 1,3 миллиона человек, а туристы каждый год меняются.

Посмотрите на свой город, прежде чем открыть квест в реальности. Какой он? Есть ли причины у путешественников или туристов приехать к вам? На кого в первую очередь будет ориентирован ваш квест? Какая тематика?
Каких квестов ещё нет в вашем городе, или какие ключевые недостатки есть у ваших конкурентов?

Ответы на эти вопросы помогут выбрать бизнес-модель вашего будущего квеста.

Почему квесты закрываются через год или два?

К сожалению, большинство предпринимателей в индустрии квестов не умеют заниматься маркетингом на все 100%. Они способны использовать лишь 30, максимум 40%. Лично я встречал женщину, которая долгое время работала в магазине MediaMarkt на позиции маркетолог и специалист по связям с общественностью. Она могла заводить маркетинг своего квеста максимум процентов на 70, ибо одно дело – это правильно продавать технику, и совершенно другое– продавать эмоции. Разные сферы деятельности, разные подходы.

Когда квест проработал, скажем, 1 или 1,5 года, а владелец жалуется на низкую посещаемость и не предпринимает достаточных действий, чтобы ситуация изменилась, значит, он не понимает, что надо менять свой маркетинг, и, как правило, продолжает делать те же самые действия, что и раньше (например, рекламироваться во ВКонтакте или Инстаграм).

Когда на улице летом внезапно пошёл снег, умный человек возвращается домой и одевается в зимние или осенние вещи. А глупый надевает вторую футболку поверх первой и жалуется, что на улице летом холодно. Потом он всем рассказывает, что лето – это плохое время года, потому что иногда идет на улице снег, и вообще он замерз и никогда не хочет гулять летом. Надеюсь, что данная аналогия была объяснена доступно. :-)

Сложности

Как уже было сказано раннее, потенциальных клиентов в любом городе достаточно. Просто со временем выходить на них несколько сложнее. Это как с криптовалютами по типу биткоинов – чем меньше их осталось, тем сложнее их произвести, используя собственные вычислительные ресурсы видеокарты. Но это не значит, что майнинг биткоинов или другой криптовалюты является невыгодным.

Через определенное количество времени вам придется существенно скорректировать свою маркетинговую стратегию и начать ориентироваться на тех, кто ни разу не бывал в квестах. Такая аудитория есть в каждом городе. По Роджерсу, это запоздалое большинство – примерно 30-34% потребителей от общего числа всего населения, которые долго взвешивают все «за» и «против», прежде чем совершить покупку или нанести визит куда-либо.

Реальные цифры

Возьмем за основу для расчетов город Набережные Челны в Республике Татарстан, где население составляет примерно 500 тысяч человек. Это не курортный и не туристический город, напротив, это город, который был построен буквально за полвека благодаря началу строительства автозавода «КАМАЗ».

Согласно данным всероссийской переписи населения средний возраст жителя города составляет 36,8 лет (информация актуальна на 2012 год).
У нас нет точных данных по возрастным категориям жителей города, но если мы берем приключенческий квест без ограничений по возрасту, то в качестве целевой аудитории можно смело брать от 50% жителей города. Это за вычетом детей в возрасте до 12 лет, а также за вычетом пожилых людей в возрасте от 50 лет (им квесты не интересны, но даже и они постепенно будут втягиваться).

50% от населения в полмиллиона человек – это 250 тысяч человек.

• 100% загрузка одного квеста составляет 8 команд по 4 человека в сутки, но в реальности в каждой команде в среднем по 3 человека.
• Средняя загрузка квестов составляет от 25 до 50% в зависимости от маркетинга, качества квеста и ценовой политики, соответственно, это диапазон в 2-4 ежедневные команды или 6-12 человек.
• В месяц это от 180 до 360 человек.
• В год – это 2160 до 4320 человек.
• Бытует мнение, что квест живет от 2 до 3 лет, усредним это значение до показателя в 2,5 года. Таким образом, за это время квест может быть пройден от 5400 до 10800 человек. Усредняем это число и получаем 8100 человек.
• Возвращаемся к статистике, где наша целевая аудитория – это 50% жителей города. 8100 человек от целевой аудитории нашего квеста – это почти 3,3%.
• Таким образом, чтобы вся предполагаемая целевая аудитория (50% от населения города) прошла ваш квест, потребуется около 26 лет. За это время вашей целевой аудиторией станут люди, родители которых ещё не планировали завести детей на момент строительства вашего квеста!

Скорее всего, у вас сейчас возникли логичные вопросы: почему мы решили, что именно 50% населения города – целевая аудитория? Или, например, почему мы посчитали диапазон загрузки квеста в 25-50%?

На первый вопрос ответим следующим образом – даже если мы берем минимальный процент целевой аудитории, то он будет равен не меньше 25% от всего населения. А чтобы все они прошли один и тот же квест, как ни крути, при вышеуказанной динамике понадобится 13 лет.

На второй вопрос ответить проще – средняя загрузка
выше 50% бывает достаточно редко и в случаях,
когда, например, произошла мощная комбинация:
«Крутой сценарий квеста» + «Качественная реализация»
+ «Стоимость игры ниже, чем средняя по рынку».

Загрузка ниже 20-25% бывает в основном только у квестов:
а) с неинтересным сценарием или некачественной реализацией;
б) которые не умеют рекламироваться или не делают этого вовсе.
Можно ещё рассмотреть вариант «В», где мы обвиним во всем подлых конкурентов, которых очень много развелось, и которые постоянно демпингуют. Но даже в этом случае хороший квест всё равно будет зарабатывать деньги и иметь загрузку выше обозначенной, принося прибыль своему владельцу.

Маркетинговая проблема

Как вы уже видите, нет совершенно никакой проблемы с количеством ваших потенциальных клиентов – их много. Как нефти во всем мире. Её просто нужно найти.

Вопрос в другом: как на ваших клиентов выйти? Как их заинтересовать квестом? Как сделать так, чтобы они пришли? Как сделать так, чтобы они рассказали о квесте своим друзьям и рекомендовали вас?

Мы, как и вы, озадачились этой проблемой, поэтому все клиенты, которые заказывают сценарий квеста в реальности у компании SQR60 или приобретают антифраншизу, получают пожизненную безлимитную бесплатную маркетинговую поддержку. Это значит, что в любой момент времени вы сможете пообщаться с вашим личным маркетологом, который будет приставлен к вам в качестве консультанта, и сможете скорректировать свою рекламную стратегию.

В нашем арсенале есть сотни маркетинговых инструментов, которые позволяют произвести охват 90% вашей целевой аудитории как в онлайне, так и в оффлайне: Яндекс.Директ, GoogleAdwords, ВКонтакте, Instagram, Одноклассники, Youtube и многое другое.

Версия 2.0.

В большинстве своем квест-комнаты не предназначены для повторного прохождения. Но некоторые виды квестов могут похвастаться этим, например, спортивные квесты, уличные квест-перформансы и так далее. В Подольске есть квест «Юкатан», который вполне успешно зарабатывает на повторных визитах – дети приходят на квест второй, третий и даже четвертый раз. И каждый раз – с новыми друзьями. Это квест по типу игры Форт Боярд, и там есть несколько уровней сложности.

Но если у вас, скажем, хоррор-квест, то через определенное количество времени вы сможете открыться повторно, предварительно переработав его. Дело в том, что в хоррор-квест люди идут за эмоциями, адреналином, драйвом. В хоррорах никогда не ждут сложных и интересных головоломок, потому что всё базируется на человеческих страхах и отношениях к этим страхам у клиентов. И если вы через какое-то количество времени сможете предложить игрокам, которые у вас уже были, новый опыт прохождения, то к вам будут возвращаться и во второй раз, принося дополнительную прибыль.

Людям свойственно забывать сюжет и мелкие детали фильма, поэтому время от времени мы пересматриваем киноленты, которые произвели на нас особое впечатление. Аналогичная ситуация и с некоторыми квестами. То есть люди пойдут на квест не ради концовки, которую они уже знают, а ради самого процесса.

Мы, как профессиональные сценаристы, знаем, как можно повысить вероятность повторных прохождений, и вследствие этого увеличить вашу выручку. Один из приемов – это внедрение «подставных актеров» в хоррор-квест, которыми будут являться ваши клиенты. Только представьте ситуацию – вы прошли хоррор-квест с актерами под названием «Без лица», и после завершения администратор предлагает вам вернуться сюда уже с друзьями и хорошенько напугать своих друзей. Разумеется, что предложение заманчивое, но как это провернуть?

А делается это так: в середине прохождения в сценарие будет поворотный момент, где подставной игрок пропадёт восвояси при содействии настоящих актеров, что сделает прохождение для оставшейся команды воистину кошмарным. А подставной игрок, покинувший локацию квеста может теперь понаблюдать за своими друзьями по камерам в лобби/операторской. После такого в силу вступает вирусный эффект, когда у ваших клиентов появляется стойкое желание вернуться к вам опять, но уже с новыми друзьями, чтобы напугать до «усрачки» и их. Особенно такую жесть любят проворачивать парни над девушками. Это лишь один из множества приемов, которые увеличат прибыльность квест-проекта. Именно в этом и есть разница между сценарием, который написан любителями по дешевке на фрилансе за 20-30 тысяч рублей и между сценарием, который пишем мы.

Открывая свой квест повторно с версией 2.0, вы не должны обманывать клиентов и говорить, что это совершенно новый квест. Нет, напротив, акцентируйте внимание на обновлении. Новым клиентам пройти квест будет интересно, потому что он стал ещё лучше, а значит, интереснее, хотя по старому рейтингу, например, он и так был одним из лучших в городе. А вновь пришедшим – сравнить новую версию с прежней и ещё раз пройти её с новыми силами. Если у вашего квеста есть армия фанатов, которая уже проходила ваш квест, и он ей очень понравился, поверьте, на обновленную версию часть из них обязательно придет.

Что внедрить в обновленную часть? Идей, как всегда, множество – новые эффекты, новые элементы бутафории, новые загадки. Сюжет можно скорректировать и, например, поменять местами логику прохождения. Игроки теперь могут проходить квест в качестве других главных героев (например, были полицейскими, а теперь играют роль журналистов). Может измениться как цель прохождения, так и средства. Можно добавить альтернативные концовки в зависимости от конечных загадок или выбора игроков. Новое музыкальное сопровождение, обстановка, выбор ролей до начала квеста, показ видеоролика в качестве брифинга, внедрение актера (или ещё одного)– при желании. Квест с минимальными вложениями не обязательно улучшать до неузнаваемости: немного обновив, можно добиться восхищения у уже проходивших его. И по бюджету, это может стоить как 50 тысяч рублей, так и 150. Но эти вложения позволят вам вдохнуть новую жизнь в свой квест, и окупятся они при правильном маркетинге уже через несколько месяцев.

И, кстати, мы не советуем перегибать палку и делать квест сверхсложным с надеждой на то, что к вам будут возвращаться. Возвращение клиентов должно стать побочным эффектом из-за огромного интереса и великого любопытства к квесту. Делать на это ставку и заваливать клиентов сложными загадками – опасно, потому что люди идут в квест, чтобы отдохнуть и получить удовлетворение от решения загадок. Утомите загадками – больше не придут и друзьям расскажут, что у вас скучно.

Заключение

Давайте подведем итог.
• Срок жизни вашего квеста будет зависеть от множества показателей и характеристик. Однако утверждать, что хороший квест живет в среднестатистическом российском городе всего 1-2 года – в корне неверно. Только если в вашем городе население составляет не больше 100 тысяч, а туристические потоки отсутствуют.
• Предприниматель, рассказывающий вам то, что он закрыл свой квест через год-полтора, скорее всего предприниматель, у которого был либо плохой квест, либо он не смог вовремя поставить свой маркетинг на другие рельсы. Когда у предпринимателя и квест плохой, и рекламу он не умеет делать – удивительно, что проект вообще больше года существует. Зачастую они обвиняют в своих неудачах внешние обстоятельства, и это печально, потому что нужно всегда трезво оценивать свои поражения, так же, как и победы.
• Со временем можно выпустить обновленную версию квеста для увеличения посещаемости новых клиентов и игроков, которые уже проходили ваш квест.
• Если вы еще только присматриваетесь к нише квестов, то рекомендуем заполнить заявку на нашем сайте – в течение двух часов мы вышлем вам на почту финансовые расчеты по открытию квеста в реальности. Это финансовая модель, которая позволит вам узнать в перспективе ваши доходы, расходы, чистую прибыль, расчет окупаемости, сколько нужно денег для открытия и так далее.
• Мы всегда готовы вас проконсультировать и ответить на все ваши вопросы, связанные с индустрией квестов и вопросами открытия квеста в вашем городе совершенно бесплатно: 8-800-7000-490 (звонок по всей РФ бесплатен) или 8-906-3329-701 (WhatsApp, Telegram, Viber).

С уважением, компания SQR60.