Откровенное интервью с актером перфоманс-квеста

Фишки и секреты от актера хоррор-квеста Время на прочтение: 15 минут.

Хотите открывать квест с актёром? Тогда эта статья – точно для вас. Мы взяли интервью у одной очень хрупкой, творческой, интересной девушки. Она работает актером в нескольких квестах-перфомансах одного из наших клиентов и просила не раскрывать какие-либо свои персональные данные, оставшись полностью анонимной. Поэтому в данной статье вы не сможете узнать имя, названия квестов, а также город. Но зато всё остальное – пожалуйста.

Расскажи, как ты стала актером хоррор-перфоманса? Как нашла эту вакансию?

Однажды ко мне пришел один человек, который хотел открыть квест в нашем городе и попросил помочь с консультацией по сценарию. Я с радостью помогла, после чего пришла к ним позже уже стены красить, и, в общем, помогать с конечной реализацией проекта. А ближе к открытию оказалось, что у них нет администратора, которым должен был быть взрослый мужик. Его роль -полицейский, курящий«Беломор». Меня долго уговаривали поработать первое время, и мое знакомство с квест-перфомансом в качестве работника началось именно с этого квеста.

Как именно ты превратилась из роли полицейского в … актрису хоррора?

Как известно, квеструмы постоянно ходят друг к другу в гости, стараются дружить, партнерится, обмениваться опытом. И однажды одна из таких команд, которым очень понравилась моя актерская игра, пригласили поиграть у них в квесте. Вообще, сегодня я работаю в несколькиххоррорах. С детства всегда хотела стать актрисой, но работу я умышленно не искала – так получилось, что она нашла меня сама.

Нравится ли тебе твоя работа?

Безусловно! Очень приятно смотреть на воодушевленных клиентов, полные эмоций, когда они выходят совсем счастливые. Мне доставляет особое эстетическое удовольствие видеть искренние эмоции посетителей: радость, испуг, удивление и т.д. Помимо этого, мне очень нравится наш сплоченный коллектив – все ребята друг друга поддерживают, всегда стараемся друг другу помочь. Это очень важно для любого проекта.

Какая основная задача актера в квест-комнате?

Всё сильно зависит от жанра и сценария. Где-то актёр нужен, чтобы объяснить игрокам их главную задачу квеста и провести по созданному сценаристами миру. И, причём сделать это настолько атмосферно, чтобы актёру поверили с самых первых секунд квеста. Его задача – погружение.
В хоррор-перфомансе нужно напугать, и, не просто вылетев на игроков с криком «Бууу!» или «Аааа!». У нас на каждый сегмент посетителей есть своя задача. Кого-то нужно напугать,прям чуть ли не до обморока. Где-то нужно наоборот, «сохранить» нервы игрокам.

Какие фишки и секреты ты можешь рассказать своим коллегам по цеху?

Мой главный секрет – это вживаться в роль, как бы типично это не звучало. Не просто играть, а прямо переживать. Переживать те эмоции, которые по сценарию есть у моего персонажа. Когда я играла истеричку в хоррор-квесте, мне первое время после игр плохо было – голова начинала болеть.
И тут я поняла для себя вот что. Мне достаточно один раз погрузиться в своего персонажа. Я вкладываю 120% в эту игру. А потом, запомнив свои настоящие мимику, дикцию, артикуляцию, жестикуляцию, походку и много других составляющих актёрской игры, просто уже переношу на все остальные игры.
В общем, сначала я понимаю манеру и стиль персонажа, а потом умеючи отыгрываю его «на потоке». Это позволяет лучше всего отыгрывать роль и не умирать на работе. Я в этой работе даже узнала, что и крик бывает совершенно разный: грозный, разгневанный, отчаянный и т.д. Раньше об этом никогда не задумывалась.
Многие другие фишки – достаточно известные. Достаточно посмотреть несколько хоррор-фильмов, чтобы внедрить их в свой квест. Та же самая ходьба мостиком может очень хорошо напугать клиентов, особенно в узком и тёмном коридоре. Дело здесь, наверное, не в фишках. А в актёре, который берется за их воплощение.

Расскажи, пожалуйста, о внешнем виде актера перфоманса.

Где-то маска, где-то грим, где-то просто костюм. Всё зависит от тематики, сценария, и даже версии квеста. Конечно сложнее, когда ты без грима. Потому что здесь нужна очень богатая эмоциональная игра. Но такую игру и все гости лучше воспринимают – они сразу видят, как актёр старается. Ведь нужно мимически продемонстрировать весь спектр эмоций своего персонажа.

Расскажи, пожалуйста, что нравится на сегодняшний день игрокам в хоррор-перфомансах?

Сложно ответить однозначно. Контингент разный на квестах. Но могу заверить, что в нашем городе очень многим нравится контактныйхоррор с болью и унижением. Мистическиехорроры тоже нравятся. Но они всё же уступают контактным, откуда люди могут уйти с синяками. Люди там получают классное взаимодействие с актёрами: их оскорбляют, унижают, сплошной адреналин. В таких ролях мне играть трудно, ведь я совсем не конфликтный человек. Но если просят – делаем. Бьем гостей. В меру. И люди выходят довольные, счастливые. А это главное в этой индустрии.

Бывали ли случаи, когда ты переигрывала?

Однажды когда играла милиционера, то случайно проткнула шариковой ручкой щеку игроку. Неудачно кинула, в итоге она воткнулась и пошла кровь. По замыслу должна была кинуть в стену, но что-то пошло не так и попала в игрока. Мне было очень стыдно и неловко перед ним. Не выходя из роли, я увела его якобы на допрос. Сотрудники квеста перекисью обработали рану, и он очень быстро вернулся обратно в игру.
Пострадавший игрок потом очень благодарил меня за то, что я помогла ему и исправила свою ошибку, именно не выходя из роли. Он и квест прошёл, и первую помощь оказали оперативно, и всё было максимально реалистично. Даже потом с друзьями возвращался несколько раз на этот же квест, он у нас благодаря крутому сценарию был всегда несколько разным.

Самый неприятный случай на квесте расскажешь?

Бывают, что люди неконтролируют себя. Игроки пытаются обнять актрису, бегают за ней. Смотришь на человека – вроде адекватный, а тут в темноте, хлещет адреналин, человек делает совсем другие вещи. Неприятно также, когда оскорбляют игроки. Но тут тоже их можно понять, они ведь обороняются, у каждого своя защитная реакция, когда адреналина слишком много в крови.
Сразу могу дать очень ценный совет актерам – ни в коем случае не впадайте в панику, не обижайтесь и поддавайтесь на угрозы игроков. Входя в квест-комнату, вы должны оставить за дверью свое старое «я». Внутри квеста вы уже совершенно другой человек (или существо). Актеры должны быть психологами, и не принимать на свой счёт оскорбления, ругань и даже попытки контакта игрока с актёром. Не выходите на работе никогда из роли, и ваши гости будут обожать вас.

Что вы делаете, когда клиенты уходят недовольными?

Обязательно проводим собрание. Разбираем весь сеанс по полочкам – от встречи клиентов администратором вплоть до антуража и работы актёра. А дальше уже каждый получает по заслугам, как хорошего, так и нагоняев.
Постоянно стараемся проводить работу над ошибками, пересматриваем записи проведенных игр с не очень положительной реакцией игроков.
Но есть одна очень интересная тенденция в плане отзывов и обратной связи, с которой мы столкнулись и хотим поделиться. Если человек приходит на квест поругаться, точно зная, что хорроры – это вообще не его, он их просто терпеть не может, то, как бы мы не старались, он всё равно уходит недовольным. И это нормально, потому что квесты в жанре ужасов подходят далеко не для всех. Поэтому не расстраивайтесь, если попали на такую команду или игрока.

Что думаешь о контактных версиях хоррора?

Я не хожу на такие квесты, хожу только на мистику. Но они пользуются большой популярностью, несмотря на мое мнение. У нас в городе люди буквально обожают, когда их трогают, хватают, кидают, швыряют, толкают, душат. Получают разряды тока, их дергают за волосы.
Ещё заметили интересную тенденцию, когда в хоррор-перфомансах игрокам нравится взаимодействие друг с другом. Да, это круто, когда актер трогает игрока, но ещё круче, когда актёр заставляет это делать друг с другом. Устраивать мини-сценки, чтобы они друг друга били, носили на руках и т.д.
Видимо это всё из-за того, что им этого очень сильно не хватает в повседневной жизни. А на наших квестах этого они получают вдоволь, при этом понимая, что здесь нет никакого негатива, ведь это всего лишь игра, за которую они заплатили деньги.

Сложно ли работать актером квеста?

Сложно работать только в том случае, если человек не хочет работать. В остальных случаях работать легко, особенно если человек прямо получает кайф. Поэтому это нужно учитывать при поиске сотрудников в свой штат – лучше взять менее опытного, но с горящими глазами, чем наоборот. Научиться можно быстро. Помимо этого, у нас есть слаженная команда – мы все другдруга заменяем. Несмотря на то, что мы все тут «энерджайзеры», и я, например, могу работать 8 недель без выходных, а на 9 неделю мне нужно взять перерыв, мы всё равно работаем по нормальному графику 2/2 или 3/3.
Работать также сложно первые несколько дней, когда ещё не включился в работу.
Дальше уже намного проще.

Правда ли что загрузка перфоманса выше, чем у обычных квестов без актеров?

Да, у нас намного (речь идёт о городе-миллионнике прим. ред.). Есть, кстати, команды, которые ходят принципиально только по хоррорам, и только по перфомансам.

Видят ли тебя игроки «до» или «после» квеста?

В разных квестах по-разному. В одном они меня видят без грима, в костюме, и после квеста мы общаемся. Тематика позволяет выйти из роли уже в лобби и попить чаю вместе с ребятами, которых я буквально полчаса назад допрашивала (прим. ред. по сюжету сценария квеста). И это классно, потому что услышать лично тет-а-тет похвалу или корректировку по моей актёрской игре очень дорогого стоит.
А в хоррорах, где я в гриме, например, мы не видим игроков ни до, ни после квеста. И это хорошо по многим причинам. Во-первых, обычно игрокам не очень хочется видеть актеров, т.е. источников своих страхов. У актеров такая же примерно мысль. Помимо этого, встреча актёра с игроком может немного испортить атмосферность и ореол таинственности. Обратную связь по своей игре я получаю уже от администратора, который общается с игроками после завершения квеста.

Как ты относишься к своей зарплате? Считаешь ли ты, что тебе платят справедливо? Какая «идеальная» зарплата может быть у актера перфоманса?

Если рассуждать как актер, то меня во всех трех квеструмах, в которых я работаю, устраивает заработная плата. И не потому, что у меня не хватает денег, а потому, что нужна эмоциональная разгрузка. Это позволяет мне не привыкать к одной и той же роли, постоянно смотреть на неё под разными углами. Вовремя переключишься – и нет никакой эмоциональной и психической потери, от работы не устаешь, это круто.
Получаю в плане денег очень хорошо, мне этого хватает. Если рассуждать со стороны людей, которые им платят, то здесь обязательно я рекомендую всем предпринимателям придумать «мотивашки», чтобы человек стремился делать свою работу на максимально высоком уровне. Например, получение премии/денежного бонуса при достижении минимального рейтинга в Х.Y пунктов по 10-балльной школе за последние Z игр.
А если говорить конкретно о цифрах, то здесь, мне кажется, при хорошей загрузке актёр будет рад и 600 рублям за игру, и 300, и даже 200! Главное – это отношение к работнику и хороший коллектив. С учётом крутого коллектива и классного отношения ко мне, как к актеру со стороны начальства, меня моя зарплата устраивает на 150%.

Что посоветуешь предпринимателям, которые планируют открыть перфоманс квест в реальности?

Первое – ищите людей, которым нравится играть, а не потому что это нужно. Есть категория людей, которая приходит на игры работать актёром только из-за денег. У них примерно следующая реакция на появление команды: «Ааа, блин, придется проводить игру…». У них проходят игры как по накатанной, эмоции недополучаются или они фальшивы.
Когда у меня очень плохое настроение, то стараюсь по возможности взять у директора отгул. Я не хочу, чтобы мое настроение как-то отрицательно влияло на итоговое впечатление у команды, которая платит деньги за игру. Конечно, если заменить меня возможности нет, я постараюсь выжить из себя все соки. Это особенностимоей творческой профессии.
Второе – обязательно, повторюсь, обязательно хвалите своих актеров. Говорите им, какие-то профессионалы, как хорошо играют, и как классно работать вместе с ними.
Третье – берите на работу «живчиков», людей, которым нужна похвала. Вы сможете очень быстро и легко их мотивировать, получите максимальную эффективность от их актёрской игры, и при этом не будете переплачивать как в случае с человеком, который работает только из-за денег. У нас в коллективе, например, работают все молодые, идейные. Все рвутся к работе, у всех огромное желание. Подберёте людей, которым интересно этим заниматься – и половина задачи уже решена.

Как ты относишься к импровизациям?

Естественно нужен алгоритм, база, скрипт. Когда основы отработаны, и мы знаем, как и куда по сценарию идти, то мы уже включаем импровизацию.
Люди получают не только хорошие впечатления от антуража, звука, но ещё и от импровизаций актёра. Потому что импровизация – это мыслительный продукт актёра, он его придумал и сразу осуществил, поэтому он автоматически горд за это небольшое детище. И он начинает излучать положительную энергию. Самое интересное, что игроки это видят, они это прекрасно понимают, и им это нравится. Это можно сравнить с искренностью и заранее заученным текстом.
Я не могу назвать себя очень опытным актером. Очень большую работу по импровизации осуществляет администратор, потому что он находится перед камерами и может понимать психологию прохождения квеста конкретной команды. Он и корректирует работу актера, предлагая на ходу конкретные идеи по тому, как именно можно улучшить актерскую игру и где выпрыгнуть. И игроки, конечно, от этого только в плюсе!

Самая большая ошибка актера перфоманса на твой взгляд?

Если актриса резко выходит из образа, то это самая большая ошибка, именно во время игры. Если игрок не может войти в роль, делает что-то незапланированное или что-то, что актер не ожидал (в пределах разумного), то актеру ни в коем случае нельзя выходить из образа.
Допустим, взять актера в роли, когда он долго взаимодействует с игроками на протяжении всего квеста. И когда у него заканчиваются силы, что он прямо не может оставаться в роли, то он, по сути, просто портит игру. Нужно обязательно дотащить, дотерпеть и вывести эту игру.
Если после такой опасной игры, где актер уже не может играть, есть ещё одна – то совет очень простой: переносите игру, приносите извинения команде, дайте им скидку и т.д. В общем, не берите лишний риск по сиюминутным деньгам, которые они принесут. Лучше они придут в другой день со скидкой и получат мощные положительные эмоции, чем сегодня, но с дико уставшим актером, который не может выложиться даже на 70%. Или не придут вообще – тоже ничего страшного. Довольный клиент, как говорится, клиентов приводит, а недовольный – уводит.

Хорошие советы. А какие существуют еще казусы и ошибки, о которых ты можешь рассказать нашим читателям?

Вспомнила ещё один. Не менее важный! Если кто-то из сотрудников перфоманса решил исполнить определенную импровизацию, то он обязательно должен заблаговременно предупредить об этом всю свою команду (администратора, актеров). Объясню почему. Сидит актриса, отыгрывает свою роль, всё хорошо, всё замечательно.
Второй актер неожиданно появляется в совершенно смешном виде (в негляже), и чтобы актриса не вышла из роли, её об этом нужно было предупредить, потому что это сильный разрыв шаблона. Мы не на телевидении, у нас нет второго шанса или дубля что-то переиграть. И смеющаяся актриса, которая по своей роли не имеет права проявлять подобные эмоции, могла испортить игру.

Что самое актуальное в плане страшилок? Например, резко крикнуть, или удар тяжелым предметом по стене/полу и т.д. Расскажи о том, что хорошо заходит в хоррорах, на твой взгляд.

Темный длинный коридор. Тишина. Где-то вдалеке – тихий стон и шаги. А потом резкий скриммер. Но это, наверное, уже классика жанра. От игроков и контингента очень много зависит, к сожалению, точную статистику предоставить, я думаю, нельзя. У всех всё по-разному. Кто-то актеров боится до дрожи, а кто-то умудряется колко шутить и скрывать свой страх.
Постоянно пугать и кричать, да и вообще, делать один и тот же пугаюшщий эффект - нельзя. Люди очень быстро привыкают к одним и тем же скримерам. Поэтому всё нужно чередовать, всё нужно постоянно смешивать и комбинировать. Игроки должны находиться в состоянии, когда они не смогут предсказать, что произойдёт в следующую минуту.

Что ты думаешь о технике «нарастании страха», где мы увеличиваем уровень жести и мощности эффектов по ходу прохождения квестов?

Поняла вопрос. С учетом, что я работаю в нескольких хоррорах, то мне будет проще провести следующую параллель. Если квест мистический, то лучше пугать разнопланово, но одинаково ровно. То есть, просто чередовать: скрип, взрыв, хлоп, крик, актриса прошла без крика.
Кстати, о последнем эффекте: когда актриса или актер постоянно выпрыгивают и кричат, то это быстро приедается. Но вот вам ещё одна крутая фишка: пускай актриса просто молча надвигается прямо на игроков. Фурор сие действие производит мощный, игроки начинают в панике пятиться назад, потому что они не понимают, чего именно сейчас ожидать. Актриса закричит? Наброситься на них? Свет полностью погаснет, и они потеряют её из виду? Они готовятся к страху, а она просто уходит молча и захлопывает за собой дверь. Разрыв шаблона, игроки не ожидали, соответственно, получили больше удовольствия.

Как актер должен относиться к негативу со стороны всей команды или конкретного игрока в свой адрес?

Замечательный вопрос! Я частично ответила на него еще в начале интервью. Когда актер заходит в квест, он должен стать тем персонажем, который был придуман и создан продуктом воображения сценаристов. С той секунды, как они перешагнул порог квеструма, он больше не Вася/Петя/Наташа/Паша. Соответственно, он совершит ошибку, если будет принимать на свой счёт те слова, которые будут говорить в адрес персонажа игроки.
Если вы, как предприниматель, не научите абстрагироваться своих сотрудников от таких ситуаций, то быстро столкнетесь с тем, что актер будет злиться и заряжать негативом всех вокруг.
Актер не должен злиться, актер должен понимать, что любые неадекватные выходки игрока – это средство самозащиты от персонажа в условиях квеста, а не от самого человека. Поэтому, обязательно следите за тем, что бы ваши актеры понимали эту основу, иначе в один не очень прекрасный день они могут нанести кому-нибудь из игроков умышленно телесные повреждения.

С уважением, компания SQR60.