Разоблачение «Клаустрофобии» - интервью с бывшим франчайзи

Справка: Сергей Захарченко – бывший франчайзи крупной международной франшизы квестов в реальности «Клаустрофобия» в городе Екатеринбург, став партнером проекта в июне 2014 года.

Бывшим он стал из-за конфликта с головным офисом франшизы в Москве, когда те отключили их от расписания на основном сайте, настойчиво просили перезаключить договор на невыгодных условиях.

Первоисточник.

Данное интервью является дополнительным материалом и продолжением статьи «Почему франшиза может нанести вред вашему квесту».

Обращаем ваше внимание, что орфография-пунктуация и стиль автора полностью сохранены.

Сергей, расскажите, пожалуйста, какие основные минусы были у Клаустрофобии как у франшизы?

Несоответствие ожиданий и реальности. Нам сказали, что оптимально открывать три квеста на локациии на это надо 3-4 миллиона. И что парни первые два квеста открыли за пару месяцев. А на всю рекламу было потрачено 500 рублей на яндекс-директ. Тема такая крутая, что народ сам побежит. Про то, что в первый квест сыграл Лебедев (прим. ред. – один из самых известных российских дизайнеров) и сделал пост в своем блоге, после чего желающие выстроились в очередь - парни умолчали.

В итоге если по бюджету мы уложились в 4 млн. за 3 квеста, то по срокам это заняло два года. Хотя строили мы по общим меркам довольно быстро.
Очень много времени съедали всевозможные согласования с Москвой, с их сценаристами, отделами качества и т.д., которые имели очень слабое представление о региональном рынке, зато на любые наши доводы об экономической целесообразности отвечали - "хороший квест не может стоить меньше 4 миллионов, это Клаустрофобия".

И объяснять им было бесполезно, что такие инвестиции в регионах не окупятся никогда. То же самое было и с продвижением. Чтобы получить какие-то приемлемые продажи у нас ушло примерно полгода времени и много сил. А у многих регионов это не получилось в принципе. И наличие федерального бренда тут не играло практически никакой роли. Каждый регион в плане продвижения - своя специфика и своя история.

Главное, что бы я посоветовал в случае покупки франшизы - это внимательно читать договор и смотреть на людей, понять - комфортно ли будет с ними работать, понимаете ли вы друг друга. Для нас еще одной проблемой стало то, что по подписанному договору Клаустрофобия имела минимальные обязательства и ответственность, зато некоторые пункты договора представители головного офиса были вольны трактовать так, как будто франчайзи должны выполнять любые их требования по первому требованию. Разумеется, тут возникало очень много конфликтных ситуаций.

На сегодняшний день если покупать франшизу, то нужно очень хорошо понимать что она даст. Если это франшиза в этом же самом городе, которая уже имеет продажи, готова помочь со сценариями и запуском квестов, имеет понятный и прозрачный маркетинговый бюджет - то, возможно, имеет смысл подумать о подписании договора. В противном случае лучше развивать этот бизнес самостоятельно. При этом если средства позволяют, то квест можно купить "под ключ", существенно сэкономив время запуска.

Связываться с федеральной франшизой в регионе, где у этой франшизы не открыто еще ни одного квеста я бы точно не рекомендовал. В итоге все силы будут потрачены на развитие чужого бренда.

Какой паушальный взнос вы заплатили за вступление?

250 т.р. У первых партнеров был такой. Потом люди платили уже по 500 тр., за которые не получали ничего кроме доступа к сайту.

Почему Клаустрофобия настаивала на закрытии ваших квест-комнат в городе? Это было прописано в договоре, или это была негласная просьба?

Это не было прописано в договоре никак. И это как раз прекрасный пример сумасбродства головного офиса.

Просто какой-то человек в Москве, ничего не понимающий в региональных рынках, решил в какой-то момент, что квесты, открытые больше 2 лет назад необходимо закрывать. При этом такое одностороннее решение уже было по сути нарушение действующего договора со стороны Москвы. Но возможность отключать расписание - это главный инструмент давления, к которому Клаустрофобия прибегала и прибегает регулярно. "Мы просто отключим вам расписание на этот квест с 1 мая, если вы не переделаете его на 90%". Увы, у нас был другой взгляд на этот вопрос. – Сергей Захарченко

Я слышал, что Клаустрофобия после этого конфликта планировала долгую судебную тяжбу, которая закончится только после закрытия всех квестов по их сценарию в Екатеринбурге. Это правда или у вас мировая?

На этот вопрос я могу сказать, что это мы со своей стороны рассматривали вопрос о подаче судебного иска против Клаустрофобии, так как с их стороны было очевидное нарушение договора - Москва в одностороннем порядке и без каких-либо оснований отключила нам расписание и убрала наши квесты с сайта. Это был их способ шантажа и принуждения к подписанию нового договора, существенно ухудшавшего наши условия. Там не только про дополнительные 60 т.р. в месяц, там было много интересного - вплоть до того, что без разрешения Москвы мы не имеем права сменить учредителей в своем юридическом лице - полный бред. С нашей же стороны все взятые обязательства были полностью выполнены, договор мы не нарушали.

Франчайзи Клаустрофобии Алексей и Екатерина, которые также работают в Екатеринбурге, в интервью порталу E1 заявили, что ваше закрытие может также быть связано с применением «серых» схем в работе квеста. Вы можете это прокомментировать?

Во-первых, мы не закрылись. Мы потребовали расторжения договора чтобы начать работать под собственным брендом. Во-вторых, по договору мы были обязаны платить роялти, но из-за бардака в головном офисе возникла путаница с цифрами. В итоге летом прошлого года мы встретились с генеральным директором Клаустрофобии Богданом Кравцовым, подписали соглашение и урегулировали этот вопрос. В итоге, в течение нескольких месяцев мы полностью закрыли свой долг, выплатив Клаустрофобии около 500 тысяч рублей.

Зная то, что у вас будет конфликт, если была бы возможность открываться без Клаустрофобии несколько лет назад, открылись бы без них?

Тут важнее не конфликт даже, а то, что от принадлежности к федеральному бренду не было особой пользы для развития бизнеса. Главное, что дал бренд в Екатеринбурге - это других партнеров, которые открыли очень качественные квесты (включая и Алексея с Екатериной), что очень способствовало продажам.
Что бы я сделал три года назад - я думать не хочу. В принципе не люблю думать в таком ключе. Но если я сейчас буду где-либо открывать квест в новом городе - это будет точно не Клаустрофобия. Минусов намного больше, чем плюсов.

Какую маркетинговую помощь Клаустрофобия хотела предоставить за маркетинговый сбор в ежемесячные 60 тысяч рублей? Была ли вообще от них какая-нибудь польза в плане консультаций, маркетинга, рекламы?

Изначально при покупке франшизы была концепция "продвижение регионов - на регионах". Мы это понимали. И нас это вполне устраивало.

Помощь была только в том, что в самом начале Москва выделила 200 тысяч рублей на рекламу. Впрочем, это лишь пятая часть от тех денег, которые они получили, продав четыре франшизы в Екатеринбург, так что рекламный бюджет мог бы быть и побольше. В дальнейшем мы полностью занимались продвижением самостоятельно.

На что именно предполагалось тратить эти 60 тр - мы, честно говоря, так и не смогли понять. За три года работы сайт так и не смог обзавестись нормальной мобильной версией и выйти на первую страницу Яндекса - для нас это был один из главных показателей того, насколько эффективно могли бы расходоваться эти "маркетинговые сборы".

Для нас главной выгодой от федерального бренда в плане продвижения была возможность общаться с партнерами из других регионов - перенимать их опыт, делиться с ними теми идеями, которые зашли у нас. Но Москва не имела к этому абсолютно никакого отношения.

Были ли в сети другие франчайзи, с которыми Клаустрофобия поступила аналогичным образом (требования перезаключить договор, маркетинговые сборы, отключение от сайта и т.д.)?

Собственно, вы можете написать/позвонить ЛЮБОМУ франчайзи, и почти любой расскажет вам аналогичную историю. Просто кто-то подписал (это единицы), а кто-то ушел. Клаустрофобия за последний год потеряла несколько десятков городов, Количество квестов сократилось раза в два уже. И в большинстве это все партнеры, которые расторгли договор и продолжили заниматься квестами самостоятельно. В СПб вместо 19 квестов осталось 3. На сайте осталось 6 регионов, а когда-то было около 20. Ощущение, что новый договор был придуман для того, чтобы разрушить Клаустрофобию :)

Как вы считаете, что в чем главная проблема Клаустрофобии для предпринимателя? Ведь для игроков этот бренд ассоциируется с очень дорогими и мощными квестами.

Главная проблема Клаустрофобии в ее руководстве :) Дорогие и мощные квесты, к сожалению, могут не окупиться никогда. Нужно очень хорошо считать инвестиции и отдачу, и понимать, что для региона квест за миллион - это круто. А квест за 4 миллиона - это уже не про бизнес.
Собственно, создатели Клаустрофобии всегда заявляли, что в первую очередь это все ради искусства, а не ради денег. Но еще надо платить аренду, з/п, налоги и тд. И где-то тут и возникает главная проблема Клаустрофобии для предпринимателей.

Изначально был создан очень интересный продукт. Это здорово. Но после этого практически полностью отсутствовало понимание, что с этим продуктом дальше делать и как именно развивать сеть.
Весь бизнес жил пока продавались франшизы, а конкуренция была слабая. Когда новые покупатели стали относиться к покупке франшиз внимательнее, а конкуренция стала очень высокой - тут и стали очевидными все те проблемы, на которые раньше просто не обращали внимания.

Сергей, если бы вы делали свою франшизу по квестам, то на что бы сделали основной упор?

На готовые решения "под ключ". Франчайзи предоставляется готовый качественный и проверенный сценарий, есть возможность купить квест "под ключ". Помощь на всех этапах для скорейшего запуска. И, безусловно, единый и очень сильный маркетинг, на который и тратится роялти. А не на новый модный офис в центре Москвы :)

Конец.

Страница Сергея в социальной сети ВКонтакте.