Фактор страха

Как открыть безумно страшный хоррор-квест
Время прочтения: 9 минут.

В данной статье мы обсудим с вами психологию человеческого страха и напрямую свяжем её с открытием хоррор-квеста. Информация поможет вам немного лучше разбираться в технологиях страха, а также понять основную механику квестов жанра «ужасы».

На сегодняшний день, хоррор-квесты, пожалуй, если не самый популярный жанр квеста в мире, то точно находится не дальше второго места. В Казахстане, например, люди ходят преимущественно только на хорроры. В России хорроры популярны в основном в больших городах, но и в регионах они стремительно набирают обороты вот уже на протяжении второго года.

Хоррор-квесты нравятся людям, потому что эмоции здесь намного ярче и сильнее, чем в других жанрах квестов в реальности. Да, в приключенческом квесте вы стали судьбоносными спасителями всего человечества, сохранив мир, и можете довольствоваться статусом «герой».

Тем временем, в жестких хоррорах люди пребывают в безумном страхе, метаются из комнаты в комнату от актёра, а адреналин в больших дозах вырабатывается каждые несколько минут. Они не герои, они жертвы, и они просто хотят, чтобы этот кошмар поскорее закончился. А потом возвращаются туда вновь, ибо хорроры для некоторых людей – похлеще любого наркотика.

Мода на хоррор-квесты.

Запускать квест в реальности в жанре хоррор несколько проще, чем любой другой квест. Основной упор здесь делается на простых загадках, множестве эффектов, участии актере, и, конечно же, бутафорию и освещение.
В регионах минимальный порог вложения может стартовать от 200 тысяч на весь квест, и вместе с качественным сценарием может достаточно долгое время активно существовать и приносить прибыль. У нас есть пару кейсов, когда такой квест окупался за несколько месяцев и дальше работал в хороший плюс.

Что должно быть в самом жестком хорроре?

1. Освещение.

Оно не должны быть ярким, ни в коем случае. Хоррор квест – это темнота, это едва различимый свет, это тусклость и напряжение. Комнаты, погруженные во тьму и мрак, плохо освещенные коридоры. Освещение, которое постоянно исчезает, а потом возвращается внезапно обратно.

Ужасно для хоррора, когда в комнатах светло. Где страх? Человеческая психология построена на том, что мы боимся темноты из-за неизвестности. Это у нас ещё с древних времен, когда мы охотились на дикую живность и опасались темных, особенных замкнутых пространств. Ситуацию контролировать намного сложнее, ведь нам всегда нужно время на отступление.

Свет тусклый, но горит, комнату более-менее видно, ситуация под контролем. Но внезапно, свет полностью гаснет, музыка становится более напряженной, и кажется, что в конце комнаты можно услышать чье-то дыхание. Контроль теряется. Начинается паника, вырабатывается адреналин. А потом эндорфин.

2. Музыкальное сопровождение.

Оно должно быть нереально страшным. Мы, в компании SQR60, при разработке хоррора очень часто жестим и всё сильнее, сильнее погружаемся в это безумие вместе с нашими будущими посетителями квестов. Поэтому музыкальное сопровождение получается настолько страшным, что у нас сидя перед компьютерами в уютном офисе даже волосы дыбом встают, а звукорежиссеры потом плохо спят по ночам.

В квестах в реальности в жанре ужасы просто обязательно нужно вкладываться в мощное звуковое сопровождение: страшные композиции, завывающие голосы, различные спецэффекты на фоне от шагов вплоть до тяжелого дыхания, хлопки, скрежет и многое другое. В нашей библиотеке более 1 террабайта аудиоматериала на все случаи жизни, поэтому если вам нужен сценарий и/или озвучка для хоррора – вы прямо по адресу.
Хоррор квест без музыкального сопровождения может быть удачным только в случае, если это перфоманс.
У нас, кстати, есть отдельная статья с рассказом о том, как мы разрабатываем музыкалку. Она доступна по ссылке.

3. Бутафория.

Чтобы сильнее погрузить в создаваемую вами реальность, нужно также вложиться и в бутафорию. Если у вас по сюжету квеста квартира после пожара, то на стенах должны оставаться следы гари, копоти. Мебель должна быть частично сожжена, разрушена.

Однажды мой хороший друг из Германии рассказал, что в его общежитии произошёл сильный пожар на первом этаже. Сам он жил на четвертом, и его эвакуировали через балкон, приехавшие на помощь пожарные. Дело было утром, поэтому спустя весь день, поздно ночью, они с друзьями решили вернуться туда, чтобы забрать свои вещи из уцелевших квартир.
И судя по их описанию, это нельзя было и близко даже сравнить с квестами – страх был буквально животный, самый настоящий. Всюду черные, облезлые стены, разрушенная мебель, множество мусора и осколков. Звенящая тишина иногда нарушается какими-то странными шорохами. Пожалуй, коридор, который они проходили в подъезде, был самым «длинным» и невыносимым за всю их жизнь.

И ведь страх был, по сути, не из-за того, что там могли быть мародеры или кто-то ещё. Не из-за того, что общежитие было опечатано, и возвращаться туда несколько дней было нельзя. А из-за того, что черные цвета, да ещё и без освещения – сильно давят на психику. Особенно учитывая, что у человека включается «жизненный опыт» - подсознательно мы вспоминаем, что подобные сцены в фильмах, играх или даже книгах заканчивались очень плохо.

На сегодняшний день в России есть множество талантливых бутафоров. Хотите реалистичный труп, чтоб не отличить от настоящего? Без проблем. А как насчёт отрубленных пальцев из силикона? Да за несколько дней. Кровь, чтоб прямо как будто настоящая, а не розовая, и не кетчуповой консистенции? Будет.

Если у вас минимальный бюджет (открываетесь в регионе), и нет возможности сотрудничества с бутафором, то просто красьте стены в темный цвет, а комнаты делайте с минимальным освещением. Этот универсальный совет и вы никогда не прогадаете, а подходит он к 9 сценариям из 10.

А вот вам ещё один лайфхак, и называется он просто – реализм. Если у вас в квесте воссоздается атмосфера, будто в комнате произошло жесткое кровавое убийство, то попробуйте воспроизвести его и отразить в бутафории. Как именно была убита жертва по сюжету квеста? Ударом ножа? Куда именно? Кровь будет литься сразу, или несколько позднее? Что будет делать жертва? Упадет на пол? Как именно? А что будет с кровью? Мебель, вещи? Как именно они должны упасть в ходе столкновения убийцы и жертвы, чтобы игроки поверили - здесь действительно была схватка на смерть?

Игроки обожают мелочи, отсылки к чему-либо, «пасхальные яйца». Если заморочитесь так сильно, то будьте уверены,
что внимательные участники и педантичные фанаты
оценят Ваши старания по достоинству.

А реализм осуществить не так то и тяжело. Чтобы лучше понять, перенять и осуществить эту фишку именно для хоррор-квестов, посмотрите обязательно фильм «Исчезнувшая».

4. Спецэффекты.

То, что называется «скримером» - мощные, внезапные и леденящие дух спецэффекты, которые и делают хоррор-квест по-настоящему страшным, интересным. Сильный грохот в соседней комнате, внезапный поток холодного воздуха в узком коридоре, проекция приведения на потолке, женский силуэт в зеркале, капающая кровь с потолка, падающий на игроков потолок или лифт, пол которого проваливается и игроки падают в шахту лифта – всё это спецэффекты, усиливающие и дополняющие квест. Одна из главных ошибок квестоделов – это упор в хорроре на загадки вместо эффектов.

Помните, что на ужасы идут за а-д-р-е-н-а-л-и-н-о-м! На моей памяти с десяток хорроров загубились просто из-за того, что в самом конце были невероятно трудные или нудные загадки. Весь квест были яркие эмоции, нас пытались зарезать, поджечь, мы прятались, убегали. А в конце сидим и чуть ли не уравнения решаем с актёром на пару. А мозг сопротивляется, ему, ведь, страшно, у него срабатывает древний инстинкт «бей или беги».
В итоге диссонанс и потеря бонусных очков, которые квестоделы могли заработать на комбо-эмоциях. Квест должен был закончиться «эпичным взрывом», а у них динамика на корню вся зарублена.
О бонусных очках мы ещё расскажем позже.

Порой при придумывании и реализации спецэффектов мы стараемся полностью отключить здравый смысл – именно тогда сценарий квеструма получается максимально жёстким. И однажды, в рамках одного из мозговых штурмов для хоррор-квеста, наш больной мозг придумал мясорубку внутри кухонной раковины, где по сюжету игроку нужно достать ключ со дна трубы. Как только он хватает ключ, его рука мгновенно схватывается специальным устройством, после чего раздается ужасно громкий механический звук – звук крутящейся мясорубки. Труба начинает вибрировать, чтобы убедить игрока, что мясорубка будто действительно сейчас начнет кромсать его руку.

У игрока инстинктивно начинается паника – хочется резко вытащить руку, а механизм работает таким образом, что руку вытащить можно лишь медленно и аккуратно. Это как болото или зыбучие пески, здесь спешка лишь усугубит ситуацию. Игрок, чья рука находится внутри «мясорубки», начинает истошно вопить (разумеется от страха, установка была полностью безопасна и не травмоопасна), и отчаянно пытается выдернуть свою руку, а через специальный отсек из этой же трубы под давлением насоса выстреливает кровь.

Жертва начинает орать ещё сильнее, а особо впечатлительные и вовсе на несколько секунд даже думают, что это их собственная кровь. Другие игроки, в свою очередь, подхватывают этот истошный вопль – от внезапного звука, от крика своего товарища, от крови, которая долетает и до них. А теперь представьте, что внезапно отключается свет и в десяти метрах от кухни распахивается дверь с актёром в главной роли…

Этот прием мы использовали буквально один раз, и можете быть уверены, что игроки оставались максимально довольными и удовлетворенными этой дикой жестью. Кровь, кстати, разумеется была бутафорской и легко смывалась, плюс все игроки одевали на себя специальные дождевики.

5. Сюжетная линия.

Сюжет в хорроре – важен.

Однажды к нам обратился заказчик со следующей проблемой: его клиентам не было страшно при прохождении его квест-комнаты. Нам хватило одной минуты, чтобы понять, в чем главная причина. Даже не открывая сценарий. По сюжету, за игроками в квесте охотятся роботы-убийцы. Вам стало страшно после прочтения? Вряд ли.

Любой классический хоррор с маньяком в главной роли был бы хоть и банальнее, но и страшнее. В погоне за уникальностью, заказчик, придумавший, кстати, сценарий самостоятельно, совершил главный просчет – неправильно выбрал тему. И построил неправильный квест, вложив около миллиона рублей. Сэкономил 30 000 – 75 000 на специалистах, а недополучил прибыли за год работы уже в 10-15 раз больше сэкономленного. Если вы хотите квест как бизнес-проект, а не как хобби, для просвещения культурного наследия и прочих «бла-бла-бла», то лучше диверсифицировать риски.

Если всё упрощать, то страхи у нас есть приобретенные и неосознанные. Если вы всю жизнь не боялись собак, но однажды одна из них вас сильно покусала – страх появится, и возможно даже панический. Страх темноты, замкнутого пространства, насекомых может быть как неосознанным, так и приобретенным, а затем уже осознанным.

Но как можно бояться роботов-убийц, если у нас нет никакого опыта взаимодействия с роботами в реальной жизни? В кино?
Мы боимся маньяков, потому что они реальны. Мы боимся загадочных мистических историй хотя бы потому, что в них хочется верить, и они очень правдоподобны. Но страх перед роботами… Чтобы это чувство было сильным, устойчивым и жило среди нас, человечеству потребуется не одна сотня лет.

А огурцов вы боитесь? Хоррор-квест, где огурец пытается убить вас. Меня огурец пугает только когда он маринованный, и я запиваю его молоком.

Сюжетная линия хоррора должна быть продумана до мелочей. У главных героев должна быть мотивация. Равно, как и у злодеев. В противном случае, будет как в классических фильмах ужаса – «дорогая, там у нас кто-то в гостиной ходит, не вызывай полицию, я пойду сам проверю, и свет включать даже не буду».

6. Актерская игра.

Это особый пункт, который каждый реализовывает, к сожалению, как хочет. Почему к сожалению? А потому, что актер – это как оружие. Его нужно использовать очень аккуратно. Иначе будет, как в этих новостях:

• В Москве во время хоррор-перфоманса «Кровавый санта» актёр ударил игрока топором по голове. В итоге – рассечение уха.
YouTube
• В Санкт-Петербурге во время проведения квеста «Портной» актёр ударил девушку топором по ноге, после чего участница ещё 10 минут пыталась убедить актера остановить квест.
REN.TV
• В Саратове 15-летнего подростка актёр случайно нанес ножевое ранение во время хоррор-квеста.
NTV.RU
• В том же самом Саратове, на том же самом квесте «Портной», девушка получила серьезные ожоги из-за неконтролируемого пожара в макете автомобиля.
www.vzsar.ru

В итоге квест-проект пришлось закрыть – с момента этого инцидента игр больше не было. И не удивительно, потому что всего лишь одной травмы достаточно, чтобы загубить абсолютно весь ваш проект. Никто из здравомыслящих людей никогда не пойдет к вам на квест, если у вас будет репутация заведения, откуда надо ехать в больницу.
Именно поэтому и существуют сценаристы, которые пишут сценарий на заказ не только с точки зрения «напугать до смерти клиентов», но и с целью взаимной безопасности. Потому что в безопасности нуждаются как игроки, так и актёры.

И тут сразу вспоминается комната-страха в курортном Тайланде, где перед входом специально для туристов есть множество надписей на самых разных иностранных языках, которые дословно переводятся как «Актера не трогать». Специально для русских надпись была несколько иной: «Актёра не бить».
Но и у нас в России индустрия квестов настолько далеко ушла, что реально найти в нашей столице квесты, где актёру можно включить «ответку», то есть дать сдачи и ударить его в ответ.

В игре актёров открывается целый горизонт под названиями «лайт», «медиум», «хард».

Есть ещё «хсб», то есть «хард с болью». Так, например, в лайт-версии актёр и пальцем до вас не коснется, когда как в харде вас обязательно ударят, крепко схватят за горло, и немного подушат, после чего отвесят пару смачных пощёчин. На теле с вероятностью в 80% останутся синяки, а одежду лучше заранее выбирать удобную – иначе может порваться.

В самых жестких хоррор-квестах Москвы нам рассказывали, что некоторые актёры даже обладают борцовской техникой и кидают игроков… внимание… через себя. И кровавые укусы – тоже не новость.

И если вам, дорогой читатель, это может показаться очень странной и непонятной жестью, то приготовьтесь – если вы открываете хоррор-квест с населением больше, чем 500 тысяч человек, то у вас обязательно должна быть контактная версия хоррора.

Нам, как сценаристам, тоже не всегда нравится прописывать механику игры, где актёру нужно приложить усилия и причинить боль клиенту соизмеримо его желанию. Но он самого этого хочет, он готов платить за это хорошие деньги, и он, как правило, выходит из квеста максимально удовлетворенным. Если вы всё еще не верите нам, и прибываете в легком шоке, то вот вам пост одного из актёров Москвы, который опубликовал свой «душевный порыв» к девушкам. К девушкам, которые получают кайф от жесткого контакта с актёром во время хоррора.

Аккуратно, ненормативная лексика: VK.com.

7. Площадь квеста.

Самое плохое, что можно сделать для хоррор-квеста – это выделить под него малую площадь. И аксиома здесь простая – чем больше город, тем больше должна быть площадь для этого квеста, потому что сногсшибательный квест, который понравится 9 игрокам из 10 можно сделать и на 15 квадратных метрах. С хоррором ну никак не получится напугать на этой площади. Разве что, первые 5 минут, дальше уже просто нечего будет бояться. В Москве хоррором на 45 квадратах рассмешишь, в каком-нибудь провинциальном Альметьевске (республика Татарстан) – это очень даже неплохая площадь для ужасов.

Мы всегда рекомендуем отдавать на хоррор не меньше 95 квадратных метров в регионах, и не менее 120-150 квадратов в больших городах. Меньше – уже автоматическая потеря на качестве квеста, который ещё даже не построен и не написан.

Актер в квесте площадью до 60 квадратных метров тоже плохая затея, ему просто негде будет прятаться. Разве что если он будет лишь иногда заходить внутрь, пугать игроков, а сами участники больше половины времени будут находиться в замкнутых пространствах (клетки/камеры). Если нет у вас возможности взять такую площадь (бизнес-модель/стоимость и т.д.), то лучше сделать мистический триллер квест без актера. В таком случае, вы сможете существенно расширить свою аудиторию, сделав две версии – «медиум» для посетителей +18, и отдельную версию для семей с детьми и просто для детей – «лайт».

Теория о комбо-эффектах.

Вспомните компьютерные игры. Мужская аудитория читателей, наверное, лучше всего усвоит эту аналогию, и вот почему. В определенных играх, преимущественно аркадных, если совершить в определенной последовательности ключевые действия, то итоговый эффект будет лучше, чем совершенные действия по отдельности. Точная такая же ситуация и с хоррор-квестами. Опытные сценаристы, умело играя эмоциями игроков, смогут выстроить настолько мощную цепочку действий (скримеры, эффекты, загадки, игра актера и т.д.), что на выходе из квеста может постоянно дежурить скорая.

У каждого сценариста – свои приемы. И у нас есть своя методология по тому, как напугать даже самых бесстрашных игроков. Это собственный игровой опыт, знания психологии и опыт нескольких тысячах игр, которые были проведены нашими клиентами по всему миру.
В этой статье мы не сможем рассказать обо всех тонкостях, потому что это, во-первых, коммерческая информация, которая уже предоставляется в рамках заказанного с нуля или купленного готового у нас сценария. А во-вторых, информации слишком много.

Если у вас есть стойкое желание написать сценарий для хоррора самостоятельно, то рекомендуем прочитать следующий минимум литературы:

• «Психология эмоций» Изард К.Э.
• «Эмоциональный мозг» Симонов П.В.
• «Психология страха» Щербатых Ю.В.
• «Психология страха» Яков Френкель.
• «Сияние» Стивен Кинг.
• «Оно» Стивен Кинг.
• «Фантомы» Дин Кунц.

Реализм.

Если ваша задача – по максимуму устроить игрокам погружение, то в ход идут уже самые изощренные и необычные способы взаимодействия с игроками. Так, например, в одном из московских квестов игрокам на голову надевают мешки с ужасным запахом мочи. На кухне можно обнаружить шматок тухлого мяса, которое разлагается и устраивает неимоверную вонь.

Порой, чтобы человек поверил в реальность происходящего, нужно собственноручно стереть эту грань и перейти определенные рамки. Тогда, хоть на пятнадцать, хоть на пять минут,
но он полностью погрузится в Ваш мир и буквально сольется с ним. И когда это произойдет, можете быть уверены –
он будет в позитивном шоке.

Заключение.

О хоррор-квестах можно рассказывать очень много. Это, пожалуй, наш самый любимый жанр для написания сценариев.
Если вы хотите получить наше портфолио, узнать более подробно о хоррор-квестах или просто получить бесплатную консультацию, то оставьте заявку на сайте или свяжитесь с нами удобным для вас способом: sqr3600@gmail.com, 8-906-3329-701 (WhatsApp, Viber, Telegram + мобильная связь).

С уважением, компания SQR60.