Что такое бутафория квеста, и зачем она нужна

Статья Стефани Ди, самого известного бутафора в Краснодаре Время на прочтение: 7 минут.

Здравствуйте. Мое имя Стефани Ди, я – руководитель студии грима и бутафории DeeFx; мы существуем больше двух лет, и за это время успели продуктивно поработать и помочь около30 квестам обзавестись качественной бутафорией. При этом кому-то мы делали всего пару силиконовых пальцев, а кому-то полностью оснащали квест игровым стаффом (реквизитом прим. ред).

Имея за плечами опыт общения с совершенно разными клиентами – разными как по своим финансовым возможностям, так и психологическим установкам, могу сказать следующее: мало кто реально разбирается в том, что такое бутафория и какими разными бывают бутафоры.

Итак, начнем с самого определения бутафории.

Бутафория – это специально изготовленные предметы-муляжи (подделки, болванки), заменяющие собой или имитирующие настоящие вещи.
Бутафория родом из театральной среды, где она, как правило, отличается следующими качествами: дешевизна, прочность, отсутствие мелких деталей. В настоящее время бутафорские предметы используются в торговле (муляжи, выставляемые в витринах взамен настоящих), эвент-мероприятиях, рекламных акциях, праздничном оформлении. Высокого качества бутафория применяется в киноиндустрии. И, конечно же, в квестостроении.

При этом надо понимать, что предметы бутафории будут различаться по своему качеству и исполнению в зависимости от назначения и условий эксплуатации. Например, условия театра предполагают усечение деталей: зачем делать предмет с высокой степенью детальности, если зритель этого все равно не увидит? Или: зачем делать кувшин из пластика, если можно сделать из пенопласта?
Зрителю, который не видит предмет вблизи, – пофиг, а разница – в цене. Так же и в эвент-индустрии, где допустимы обобщения: на детский Хэллоуин не обязательно делать стопроцентно реалистичный муляж руки, если можно обойтись дешевым вариантом из папье-маше, и т.д.

Другое дело – область кино, где есть такое явление-понятие как крупный план. И здесь бутафорский предмет должен быть предельно реалистичен, предельно детален. Иначе – зритель вам не поверит. Не поверит, что актеру реально оторвали руку, если сама рука сделала из дешевой резины и полита томатным соком. И сочувствовать такому герою, переживать за него зритель не станет. Эмоционального отклика нет – соответственно, и кино смотреть скучно.

Возьмем, например, хоррор. Для чего приходит ваш клиент: играть или проходить ваш квест? Ответ простой: он приходит за эмоциями. Адреналин. Катарсис. Чтобы прям УХ!Ах. И в «Инстаграммчике» потом об этом«Ах»своим подписчикам поведать.

Поверит он вам, если увидит под потолком дешевый манекен, увитый ветошью? Нет. Станет он бояться вашего маньяка с картонной пилой? Наврядли. Конечно, многое зависит от атмосферы – игры актера, степени освещения, звуковых эффектов и прочего. Однако мы должны понимать, что атмосфера квеста и состоит из всех этих элементов: визуальной составляющей (декорации, бутафория, свет), звукового и актерского сопровождения и т.д. Ни один из этих моментов не должен «провисать» - каждый должен быть продуман и качественно исполнен. Тогда на выходе вы получите игру с мощным эмоциональным вектором, который ЗАПОМНЯТ ваши игроки и захотят к вам вернуться.

Ну, а мы вернемся к бутафории.

Итак, осознав, что вам в квеструм необходима крутая бутафория, вы следуете по двум вариантам развития событий:
1. Решаете, что сам «не пальцем деланный», и сейчас как исполню. Самостоятельно. Насмотревшись обучающих видео на YouTube и начитавшись статей в сети.
2. Ищете бутафора, а лучше студию-мастерскую, которая занимается изготовлением бутафории (нас, конечно же :-).

Что могу сказать про первый вариант?

Это вариант бесполезной траты денег и времени. Или история о том, как скупой платит дважды.

Изучая материал в сети по изготовлению силиконовой реалистичной бутафории, вы должны понимать, что:
а) в сети пишут не все;
б)в этом деле очень важен опыт.

И если вы не дипломированный химик, то вам, вероятно, будет сложно понять, почему так случилось, что вы смешали компоненты платинового силикона по инструкции, а он взял и не застыл в форме. Вот почему?

Вероятно, вы не учли положение звезд в небе и влажность в комнате, наличие алое или кактуса на том подоконнике, где вы замешивали состав, а также количество пигмента, добавленного в компонент А. И так далее.

Или: вы купили дорогущий пластик, замешали, залили, а потом достали деталь из формы и увидели, что она мягонькая, как свежий кошачий помет.

И вот, послав к черту пластики и силиконы, Вы садитесь за папье-маше. А вот это – попробуйте. Шикарная вещь. Развивает мелкую моторику. Но потом не удивляйтесь, что Ваш дорожайший, в муках и бурях рожденный квест пополнил ряды «говно-квестов», у которого даже на фотках бутафория выглядит так, что хочется плакать кровавыми слезами и посыпать голову пеплом.

И вот тогда выприходите к важному решению в своей жизни: надо искать бутафора. И вести его к алтарю. Ну, или, как минимум сделать ему предложение, от которого он не сможет отказаться: оснастить ваш квест бутафорскими предметами.

На что следует обратить внимание при поиске специалиста?

Я бы в первую очередь обратила внимание на портфолио.

Изучив работы мастера, вы получите первичное представление о том, в каком направлении он работает: кто-то круто делает реализм – кишки, головы, оторванные конечности и т.д., кто-то – специализируется на фэнтези и косплее, кто-то – обслуживает исключительно театры и владеет исключительно техниками создания театральной бутафории. К нам, кстати, бежали клиенты от театральных бутафоров и кричали матом, что все не то и все не так, но виноваты в том, по факту,они сами - обратились к специалисту, который не изготавливает тот род бутафории, который им был так необходим.

Кстати, существуют и студии – как крупные, так и мелкие, которые имеют широкий спектр услуг и могут предложить не только отливку силиконового трупа, например, но и гипсовую статую в полный рост, и пошив костюма, и декорации.

Как среди всех выбрать именно того мастера, или мастерскую, которая подходит именно вам?

А для этого вы сами должны иметь четкое представление о том, что вы от мастера хотите получить, какова специфика вашего квеста, какой эффект должен оказать тот или иной игровой предмет на вашего клиента – он должен умилиться, или испугаться? Или поломать голову, размышляя над этим предметом? Какими средствами должен быть достигнут этот эффект? Игровой предмет должен вызвать отвращение? За счет чего? Тактильные ощущения? Сочетание оттенков? Запах? Или это должна быть вещь, к примеру, полностью дублирующая ту, что он видел в кино, – «Избирательная Шляпа» из Гарри Потера, или «Лицехват» из Чужого. Игрок будет видеть этот предмет вблизи, и потому важны детали, или он увидит муляж во вспышках стробоскопа - а потому имеет значение только общее представление о предмете.

Имея в кармане ответы на эти вопросы, а лучше – грамотно составленное ТЗ, вы можете приступать к эффективному общению со специалистом. И, конечно, первый вопрос, который вы ему зададите – работал ли он в принципе с квестостроителями? Если да, то с какими. Объясните, что именно вы хотите увидеть в результате.

Когда я общаюсь со своими клиентами, то разговор обычно идет по двум направлениям:
Предельно точно и детально обсуждаем, что, куда, к чему, зачем? Цвет. Фактура. Размер. Должен ли быть внутри датчик? Один, или десять? Материал – силикон, или латекс? Пластик, или смола? И т.д. Общаясь с клиентом, который понимает, что ему нужно, и в состоянии это объяснить, я могу предложить не один вариант создания предмета, а несколько.
Каждый из вариантов я могу обосновать как с точки зрения стоимости, так и с точки зрения целесообразности использования того или иного материала (ведь где-то будет необходим дорогой силикон для качественного предельно реалистичного муляжа трупа, а где-то можно обойтись более демократичными по цене вариантами).

Второй вариант развития беседы с заказчиком - мой самый любимый. Это когда заказчик говорит: «Ок, я все понял, Вы – опытный мастер, делайте все на свое усмотрение и на Ваш вкус.
Вот Вам деньги, вот размеры, вот примерные референсы». И все. Обычно в этом случае довольны все: и заказчик, который нашел общий язык с бутафором, и бутафор, у которого есть
свобода творчества в рамках коммерческого заказа.

Если вы хотите открыть квеструм в своем городе, то мы искренне желаем вам успехов и рекомендуем не жалеть средства и энергию на качественную бутафорию. Ведь бутафория – это очень чёткий катализатор квеста: хорошая бутафория усиливает квест, а плохая и некачественная – портит впечатление.

С уважением, компания SQR60.